Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+14
Иерусалим
+22+11

Салат

А
А

Опасные люди, говорящие собаки

"Опасные связи" - провокация и эстетический вызов. Откровенные сцены могут смутить. Хотя ханжам лучше вообще в театр не ходить.

17.09.2022
Фото: Эстер Эпштейн

…Помост, некий подиум для демонстрации нарядов, тотального лицемерия, недетских игр светских палачей. Напоминает кушетку, изображенную на портрете мадам Рекамье работы Давида. Задник сцены - кружевная паутина, разнообразно подсвеченная софитами. Наряды так элегантно эротичны, так баснословно-изобретательно продуманы, что кажутся вынутыми из некой безумно ценной коллекции. Или из костюмерной дорогостоящего фильма, где все на поднебесной высоте - и стоимость, и роскошь, и уникальность…

Я посмотрела в театральной студии Йорама Левинштейна эксцентричный спектакль "Опасные связи" по мотивам одноименного романа французского писателя, офицера-артиллериста, наполеоновского генерала Шодерло де Лакло. Точнее - по той пьесе, которую, вдохновившись романом, спроектировал англичанин Кристофер Хэмптон. Роман, написанный в ХVIII веке, стал одним из самых прославленных и значительных литературных произведений своего времени. Он представляет собой изысканный, захватывающий эпистолярий, поток писем, от которых и страшно, и грустно, и смешно… Временами над текстом качаешь головой и говоришь себе: как современно, как точно…

Кристофер Хэмптон много интересного сделал в драматургии. Он автор пьес про Фрейда, Верлена, Рембо. За сценарий фильма "Отец", написанный совместно с драматургом и режиссером Флорианом Зеллером, он был удостоен премии "Оскар".

Спектакль, поставленный в театральной студии Йорама Левинштейна, сочинила и бесстрашно вывела на сцену режиссер Илана Лелчук. В этом динамичном, провокационном шоу студенты, молодые люди, избравшие своей жизненной дорогой неверный и отчаянный мир искусства, действуют раскрепощенно и виртуозно. Они будто стараются наиграться, ощутить себя в центре мира, в центре истории, в центре масштабной интриги. Среди звезд и лучей. Ведь кто его знает, как сложится жизнь, куда повернет колесо Фортуны, а пока они - главные. Озаренные настоящим театральным светом. На публике. В костюмах, от которых словно меняется всякая проза, тает банальность.

В этом спектакле нет маленьких, незаметных ролей. Все солируют. Все опьянены текстом, стихией движения, музыкой языка. Переводчик Эли Биджауи снова, в который раз серьезно и легко передал на иврите стиль, природу иностранной пьесы и жизни. В центре истории - два аристократа. Два монстра. Два талантливых, умных - и страшноватых человека. Маркиза де Мертей и виконт де Вальмон. В прошлом у них была связь, любовники мирно расстались, сохранили вполне дружеские отношения, и - что и стало основой авантюры, о которой рассказывает спектакль - эти люди видят друг в друге достойных соратников. Им скучно. Они желают остроты и приключений. Ими движет желание мести. Их план состоит в том, чтобы разрушить жизнь, репутацию, отплатить за свои унижения сразу нескольким светским персонам. Развратить и опозорить юную девушку, искалечить судьбу молодого придворного, поквитаться с теми, кто был горд, независим, считал себя выше и благороднее их.

Наши интриганы безжалостны. Находчивы, как два фокусника. Знакомы с человеческими слабостями, с бездной души, как два антрополога. Их пресыщенность и цинизм беспримерны. Письма летят от нее к нему, от него к ней. И слуги (здесь они являют собой свору говорящих собак, усердных, послушных, хищных, гибких) готовы в любую секунду нестись с вестями, спрятанными в изящных конвертиках. Из конвертиков вылетают слова, алые перышки порхают над сценой и залом. Алые - как кровь…

Читайте также

Собаки выполняют акробатические трюки. Они оттеняют и иллюстрируют безжалостную стратегию главного дуэта. Они - те же маркизы и виконты, только в другой одежде и с другой пластикой. Наивная девочка, бедная Сесиль, совершенно не подготовленная к карнавалам, к псевдодоверительности и лицемерию, к глумливым трюкам знати, попадает в ловушку. И становится игрушкой, жертвой садистских и унизительных проделок. И оказывается жестоко наказанной за инфантильность. Госпожа Турваль, - чистая, благородная, поверившая в любовь Вальмона, - оказывается обманутой и сломленной. В финале искусно закрученной интриги она умирает в монастыре…

Кто-то скажет: сами виноваты. Зачем верили фальшивым словам, зачем поддались на обман? Почему не отвергли ядовитые цветы любви-подделки? Да и вообще, что это значит - быть наивными? Беда, грех, глупость?..

Торжествует нечто среднее, как всегда в истинной, непридуманной жизни; волны светского океана смывают часть порока - но отнюдь не весь порок. Маркиза остается изуродованной после оспы. В спектакле к ее лицу пристают алые перышки. Будто то, что несло разрушение, - ее бездушные слова, интриги, яд писем - оставило след на ее лице. Вальмон погибает на дуэли. Гибнет, в первый и последний раз в жизни узнав, что можно любить по-настоящему.

Режиссер Илана Лелчук смогла достичь важнейшей цели: выплеснуть на подмостки лицемерную, обволакивающую, пагубную и интригующую атмосферу, которую чутко воспринимает зал. Поставить спектакль о спектакле. О светских "режиссерах". Воплотить движение мысли старого умного текста. Эгоистично-беззастенчивую интригу. Предложить историю очень современную - и. как мы, живущие сегодня, понимаем, - еще только несущую в себе зародыш, предвестие еще более страшных интриг и уродств…

Сценография Дафны Перец точна. Световые решения Эяля Тавори очаровывают зрителей своей атмосферностью, верными акцентами. Особенный успех, прелесть, изобретательный прорыв этой театральной работы - костюмы. Эта творческая работа Юдит Ахарон беспримерна. За такие наряды, сочетающие элементы стиля ХVIII века, современные приметы престижных модных подиумов и изыск фантазии талантливого израильского художника, умеющего найти бриллианты и дорогие шелка в развалах рынка, я бы присудила театральную премию самого высокого ранга.

"Опасные связи" - провокация и эстетический вызов. Откровенные сцены могут смутить. Хотя ханжам лучше вообще в театр не ходить. Изящество и эротизм в этой работе вполне вровень с нестареющим и злым романом…

Спасибо всем создателям этого спектакля, - лично мне было невероятно интересно.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке