Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+21+13

Салат

А
А

Сотворчество, или Вместе с Володиным

Музыка Рахманинова в интерпретации пианиста Володина драгоценно-человечна, ей не свойственны ложная патетика, треск и самолюбование.

26.10.2022
Алексей Володин. Фото: Marco Borggreve

Душа - это вроде склада. Или музея. Память составляет ее наполнение, реестр. Сумма прожитого и прочувствованного - это и есть мы. Я, вы, они. Жизнь оттачивает, шлифует. Эти заметки - о драгоценном, сверкающем явлении. О концерте, который не повторится. Об открытии, которое способно украсить жизнь, порадовать душу, что бы мы в это понятие ни вкладывали. Сновидение, порыв, вопросы, чистый свет удивления перед бесконечностью, неисчерпаемостью талантов земных - все было в этот вечер, все соединилось, дав пищу воображению, лишив покоя.

"Суперлативы", - бросит кто-то со свойственной циникам интонацией высокомерного снобизма. "Зачем так цветисто?" - качнут головами те, кому дано выражать мысли исключительно с детсадовской лапидарностью. Но это все не важно, когда бурей, ослепительным потоком красок входит в жизнь откровение. Подлинное искусство.

…Открывал сезон симфонический оркестр Ришон ле-Циона. В программе значились Увертюра к опере Джузеппе Верди "Сила судьбы", премьера вокального цикла Зива Кожокару "О жизни детей" и Второй фортепьянный концерт Сергея Рахманинова.

Эта программа прошла четыре раза (один концерт в Тель-Авиве, два в Ришон ле-Ционе, один в Реховоте). Я была на последнем, в прекрасном зале Центра сценических искусств в Ришон ле-Ционе.

…Сила судьбы. Мистическая, странно меняющая пьесу жизни - то ли выдумка, то ли главная движущая сила всего, что происходит с вождями, императорами, почтальонами, хористами, путешественниками… Великий волшебник оперы, мудрый и по-мальчишески романтичный Верди испытал эту грозную силу на себе. Она его возносила - и бросала в ад страданий. Отнимала любовь, гасила свечи на житейской дороге - и дарила счастье творчества, нежность верной подруги Джозеппины…

Опера "Сила судьбы" - тоже результат игры случая, судьбы. Российский театр заказал композитору это сочинение. Драматургический материал, по которому написана опера, есть пример абсурда, вершина нелогичности. А Верди вдохнул в него - вот ведь сила таланта, эффектный и захватывающий дар мелодиста - жизнь и смысл.

В начале 34-го сезона, среди гроз и бед, оркестр и его музыкальный лидер Дан Эттингер мощно и осмысленно исполнили эту увертюру, напомнившую о роковой игре разнородных, противоречивых сил. О театре жизни, в котором так много трагедий, ловушек, испытаний. Музыка захватила, рассказала о неподвластной капризному времени и моде красоте. Эмоционально и емко обозначила сюжет. Даже не зная перипетий довольно ходульной драмы Анхеля Сааведры, можно было во время звучания увертюры окунуться в стихию возвышенных страстей.

Вокальная фреска Зива Кожокару "О жизни детей", премьера которой состоялась в концертах открытия сезона ришонского оркестра, будто отвечает вокальному циклу Густава Малера на стихи Фридриха Рюккерта "Песни об умерших детях". Тема детства, зари жизни, странной и сложной поры открытий, страхов, полного незнания того мира, в который человек пришел, важна и трепетно-деликатна.

Израильский композитор, дирижер, пианист, аранжировщик Зив Кожокару представил произведение яркое, изящное, многослойное. Хочу специально подчеркнуть: я говорю восторженные слова об этой музыке не потому, что так следует; что неудобно ругать сочинения соотечественника. Цикл "О жизни детей" интересен и оригинален. Хороша солистка, певица меццо-сопрано Йонит Шакед-Голан. Артистичная, наделенная очень ярким тембром, высокой культурой исполнения, емкой интонацией, она играет, декламирует, пропевает все смысловые акценты, повороты текста. Ее голос-узор естественно вписан в музыкальную фактуру. Детям страшно, детям нужна защита и мечта, дети - это маленькие взрослые или совсем даже не взрослые, а нечто другое¸ что следует особенно беречь… Об этом стихи Александра Алана Милна, Леи Гольдберг, Джубрана Халиля Джубрана и Федерико Гарсиа Лорки. Как феи, у детской колыбели собрались большие поэты. Поговорить. Выразить сомнение, тревогу. Призвать нас быть осторожнее и внимательнее. Потому что нет ничего драгоценнее детей. Хорошо бы дядям и тетям задуматься об этом. И заняться не играми в войну, не мобильными телефонами, не накоплением вещного, материального, а детьми…

Второй фортепьянный концерт Рахманинова обычно трактуют, как торжество "колокольного", русского, грандиозного. Мы стали счастливыми свидетелями и участниками иной трактовки. Рояль Володина поет проникновенно, взволнованно, и вовсе не в грозных раскатах колокола заключена суть. Уже с первых тактов, с этого поднимающегося вверх, в небо, колокольного шага Володин не угрожает, не демонстрирует силу и грандиозность. Его касания клавиш интеллигентны, а не тираничны. И совсем недаром Сергей Рахманинов почти не выделяет партию солиста, - рояль играет, живет вместе с оркестром. И в данном исполнении они были поистине вместе: оркестр Эттингера, наш ришонский симфонический - и рояль Володина. К слову, "рояль Алексея Володина" - отнюдь не метафора. Его союз с инструментом особо обозначен. Фирму "Стейнвей", производящую рояли, знают во всем мире. Еще бы, - один ее рояль стоит дороже элитного автомобиля. Так вот, эта фирма официально присваивает престижное звание эксклюзивного артиста ("Steinway Artist") выдающимся пианистам мирового класса. Алексей Володин - современный лауреат этого звания, которое носили Артур Рубинштейн и Глен Гульд, Игорь Стравинский и Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев и Владимир Горовиц…

Читайте также

Алексей Володин - любимец муз. Всех, какие есть в нашем насыщенном идеями, доктринами и лозунгами пространстве. Мыслитель. Феноменально цветущее чудо пианизма. Оазис в мире бед, аннексий, кровавых разборок и слез. Его стиль - отражение, материализация душевных движений богатой и благородной личности. Результат глубоких раздумий, проявление особого демократического, человечного аристократизма. Я всегда знала, что за музыку не спрятаться. Не скрыть душу в нереально быстрых темпах, техничных пассажах и "страстях, разорванных в клочья". Не надо ломать рояли и зависать в многозначных "рекламных" паузах.

Музыка Рахманинова в интерпретации пианиста Володина драгоценно-человечна, ей не свойственны ложная патетика, треск и самолюбование. Это мир ясный, умный, необыкновенно утонченный. Гипнотический. Неповторимый. Удача, что у нас появляются такие солисты-гости. Счастье выпало тем, кто Алексея Володина услышал…

Дирижер, музыкальный руководитель оркестра Дан Эттингер рассказал, что каждый из концертов был особенным, оригинальным, что солист не повторялся. И "бисы" он щедро играл каждый вечер другие. И на оркестр, скажу вам я, он очень благотворно воздействовал. Оркестр Ришон ле-Циона, оркестр нашей оперы, находится в прекрасной форме. Он показывает культурное и вдохновенное исполнение. Группы инструментов слажены, звучание породистое, благородное. Сезон открыт. Меломаны, сограждане, ценители прекрасного, не пропускайте концерты этого коллектива. Нет, я не работаю с оркестром, и абсолютно объективна. Океан открытий, космос восхищения нас ждут в новом сезоне. И - будьте счастливы, надолго, навсегда, с музыкой!

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке