Zahav.СалатZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+26+18
Иерусалим
+25+16

Салат

А
А

Танец на экологически чистой земле

Танец похож на драматическое высказывание, - мы просто не слышим речь. Тело предельно изощренно высказывается.

13.11.2022
Фото: Эльад Деби

"Вертиго"… В этом слове головокружение и отрыв от стабильной почвы. "Вертиго" - имя. Пароль. Это - один из лучших коллективов современного танца, танца-концепции и высокого искусства, танца, который вывел этот стиль и дух израильского искусства на самые передовые позиции в мире. Ноа Вартхайм и Ади Шааль - танцовщики, которые решили идти дорогой взрывного, протестующего, бросающего вызов любым клише и трафаретам современного танца. Тридцать лет назад они скрепили свой союз, идеи и мечты, созданием собственной творческой лаборатории. Своего театра. Особой планеты во вселенной искусства, на которой свои законы, дерзания, каноны.

"Вертиго" - именитый коллектив. Титулов и хвалебных эпитетов не счесть. "Вертиго" - это волшебная страна, в которой принят свой особенный язык. Своя азбука.

Если мы начнем с самого фундаментального, принципиального теоретизирования, то поставим вопрос так: в чем самое главное различие классического балета и танца-модерн? В безмерной каноничности классики - и полной, лишенной четких правил свободе.

Конечно, существует широчайший спектр, космос великой и разнообразной балетной классики, современный балет на пуантах и т. д. Эксперименты нескончаемы, подчас даже абсурдны. Но есть - без сомнения! - танец, в котором проявились особые черты искусства пластики, который служит прорывом в новое качество сценического зрелища.

"Вертиго" - из элиты триумфаторов, победителей. Разумеется - среди работ этого коллектива есть безусловные взлеты, есть и удачи меньшего масштаба. Но все равно приверженцев и апологетов впечатляет и радует острота и стабильность пластической стихии.

Носок, стопа, спина. Прыжок. Классика балета диктует норму, идеал. Недостижимость. Там, где в балете властвуют предельная женственность и предельная мужественность, в так называемом "танце contemporary" акценты расставлены совсем иначе. Танцуют люди. Современники, сограждане, те, кто живет сегодня. Те, кто вне сцены носятся на автомобилях, говорят на сленге, делают прививки от коронавируса. Облучаются телеэкраном и другими вредоносными СМИ. Мечтают о чуде в такие дни, которые любому чуду чужды. Танцуют те, кто ставит ногу, как в обычной жизни - на всю стопу. Те, у кого спина и носок, прыжки и вращения служат мысли, идее-нетто - а не воспеванию идеала и торжеству классической шлифовки…

Итак, "Вертиго" предлагает новую работу - коллективный монолог под названием "Маком" (מקום). "Место" - если перевести на русский. Музыка Рана Багно, соавтора и коллеги руководителей коллектива на протяжении многих лет, сразу вовлекает в новую атмосферу, в мысль-действие. Она - удачный фон и личное высказывание, одновременно гимн и глубокая драма.

Танцовщики, одетые в комбинезоны цвета земли (сочетание охры, желтого и приглушенно-зеленых тонов), сочиненные дизайнером Сассоном Кадамом, ведут безмолвный разговор. Танец похож на драматическое высказывание, - мы просто не слышим речь. Тело предельно изощренно высказывается. Тела вовлечены в разговор-общение. Речь-вязь движений, шагов, больших диалогов, в которых спина, руки, стопы, ритм и дыхание тела объединены некими смысловыми парадигмами. Танцовщики, актеры этого пластического спектакля вооружены, наделены палочками-колышками. Больше на пустой сцене предметов нет. Есть место - и люди. И подсобный материал, эти вытесанные, древесные, разрозненные палочки становятся мостом. Беседкой. Домом. Лобным местом. Строение, каркас, неустойчивое основание сплачивает людей или разводит по разные стороны. На каркасе зависают и оживают, смирятся и восходят куда-то вверх, на вершину...

Вспомним, что ансамбль, семья "Вертиго" существует, работает в экологической деревне. Экология жизни, труда, экология мысли - во многом и есть суть стремления, творения хореографа Ноа Вартхайм, ее символ действий.

Интересны - и это будто личная подпись, своеобразный персональный логотип Ноа Вартхайм! - рисунок и строка движений рук танцовщиков. Руки словно имеют свой сюжет, свою эстетическую программу. Руки выразительны, многозначны, таинственны. Их динамика оригинальна и важна.

Читайте также

"Место" - дитя нашего времени. Времени, в котором филигранность, отчаянная сила и дух творчества, талантливость и высокая мысль соседствуют с падением, крахом человечности. Земля - место битвы добра и зла. Место стройки и непрекращающегося разрушения. Место нашей тревоги.

Музыка спектакля-высказывания, спектакля-диспута потом еще долго звучит в памяти, в душе. Люди, устойчиво ступающие по земле, строящие дом-купол, затейливо рифмующие свое тело с местом бытия и средой существования, руки - с шагом-шествием, дыхание - с дилеммой жизни, будят зрительское воображение и разрушают неустойчивое оцепенение быта, привычное равнодушие.

Восемь танцующих идут в танце по своей территории. По земле. По бушующему миру. Их руки плетут узор тревожных вопросов. Знаю, что у каждого зрителя свой вкус и взгляд, свои точки отсчета. Ноа Вартхайм (в соавторстве с Риной Вартхайм-Корен, с другими близкими ей мыслящими людьми) создала новый остров, новый участок экологически чистой территории искусства.

Гастрольный тур по Израилю, который уже открыт, продлится до 16 марта. Не откажите себе в приятном зрительском эксперименте, посмотрите "Место" - территорию поиска в стиле современного танца, танца-концепции для нашей маленькой, прекрасной, невероятной страны.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке