Zahav.СалатZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+17+9
Иерусалим
+14+6

Салат

А
А

Сплюнь три раза, или Зачем нам суеверия

Что такое суеверия для нынешних евреев - неотъемлемая часть культуры или забавные мифы, которым нет места в XXI веке?

08.12.2022
Источник:Цимес
Фото: ShutterStock

Суеверия и современную жизнь вроде бы непросто совместить, однако почти каждый из нас рефлекторно говорит "тьфу-тьфу-тьфу", услышав хорошую новость. "Цимес" разбирается, что такое суеверия для нынешних евреев - неотъемлемая часть культуры или забавные мифы, которым нет места в XXI веке?

"Никогда не бросай шляпу на кровать!" А почему, собственно? И что будет, если бросить? Некоторые выражения мы слышим с раннего детства и не задумываемся, откуда взялось это "сплюнь три раза" или "не хвастайся, а то сглазишь", - а ведь за каждым суеверием на самом деле стоит целая история. Попробуем разобраться, как разделить традиции и суеверия, вслед за нашими коллегами из The Jewish Light.

Как отличить заповедь от суеверия

Некоторые практики сохраняются среди евреев веками, просто потому что так написано в Торе. А то, что написано в Торе, закон для религиозного еврея и должно быть выполнено. Поэтому, например, на входе во всякий еврейский дом, где соблюдают традиции, будет мезуза и всякий соблюдающий еврей, входя в дом, коснется мезузы рукой. Это ритуальное действие должно защитить от зла дом и того, кто туда входит, - но суеверием считать его нельзя.

Мезуза на двери - одна из 613 заповедей Торы. И хотя мы знаем, что кусочек пергамента внутри красивого футляра не может физически удержать грабителя, мы все равно прикрепляем мезузу на дверь. Для евреев она обладает другой силой, силой выполненной заповеди, - и так приносит благословение и защиту.

Старый ашкеназский обычай дарить на новоселье сладости тоже должен работать на защиту дома от зла - но на этот раз как форма фольклора. Говард Шварц, еврейский ученый, писатель и почетный профессор английской филологии в Сент-Луисском университете, объясняет это так: на новоселье демоны устраивают свадьбу, и нужно оставлять им варенье, чтобы они не разрушили дом.

Правда, какой именно сорт варенья предпочитают демоны, не уточняется.

И суеверие это - в отличие от заповедей Торы - знакомо не всем евреям, а только тем, до которых это знание донесло фольклором из глубины веков. Остальные дарят сладости новоселам, потому что ну кто не любит сладости?

Зачем евреям соль в карманах

Многие еврейские суеверия несовместимы с иудаизмом, начиная хотя бы с веры в злых духов, женатых или нет. Это форма фольклора, "буббе-майсы", а не религиозный обычай. "Буббе-майсы" в дословном переводе с идиша - это "бабушкины сказки". И тем не менее они тоже часть еврейских культурных традиций - скажем, до сих пор многие ашкеназы как в Америке, так и в Европе рассыпают соль по углам комнат в новом доме и кладут ее в карманы новой одежды. Почему? Посмотрим, как соль из приправы превращается в оберег.

По старинным поверьям, злые духи всегда ищут удобные, скрытые от глаз места, чтобы там поселиться, а соль не дает им комфортно устроиться. Если вам не хочется, чтобы демоны оформили ипотеку в углу гостиной, запасайтесь солью. Перец, впрочем, тоже подойдет.

Кто такая Лилит и почему блохам в спальне не место?

Почему бросать шляпу на кровать - к неудаче? Легенда гласит: надоедливые злые духи заберут шляпу, и жди беды. Как это объяснить, не вполне ясно, но один из вариантов - гигиена: шляпы древности, как и волосы их владельцев, были пристанищем разнообразных насекомых, и некоторые из них могли оказаться переносчиками болезней. Вчера сосед бросил шляпу на кровать, а сегодня весь штетл болен чумой: еще какая неудача!

Зачем говорить "тьфу-тьфу-тьфу", услышав любую новость? Если речь о плохом, это отпугнет дурной глаз, чтобы такая же беда не случилась и с вами. Если же речь о хорошем, то дурной глаз надо отпугнуть, чтобы ничего не испортить.

А почему нельзя радоваться, что у тебя все хорошо? Еврейская мудрость гласит: "Не хвастайся здоровьем или богатством, а то заболеешь или увидишь, как деньги исчезают". Рабби Йосеф Ланда, глава "Хабада" в Сент-Луисе, предполагает, что это связано с Талмудом. "Сказано: „Человека судят каждый день" - и хвастовство удачей демонстрирует отсутствие благодарности. В ближайший Йом-кипур это будет взвешено, и, возможно, следующий год станет не таким хорошим, каким был предыдущий". Так что, может быть, прекрасный замок в Геленджике, который столько лет утаивали от глаз общественности, являет собой не пример коррупции, а лишь следование еврейской мудрости.

Это примеры живучих суеверий, но давайте обсудим и знаменитые традиции. Знаете, почему в конце еврейской свадьбы разбивают бокал? По традиции, это ритуал в память о разрушении Иерусалимского храма две тысячи лет назад - и напоминание, что даже в самые счастливые моменты возможны неприятности.

Но есть вероятность - по крайней мере, так пишет Джошуа Трахтенберг в книге "Еврейская магия и суеверия", - что когда-то этот обычай возник в качестве средства защиты от первой жены Адама, демоницы по имени Лилит.

Ее связывают с недугами, болезнью и смертью, и бокал разбивали, чтобы отпугнуть Лилит и уберечь новоиспеченных мужа и жену от ее козней.

А вот, пожалуйста, традиция от еврейских мистиков: последователи каббалы, в том числе знаменитости вроде Мадонны и Арианы Гранде, носят на запястье красную нить для защиты от злых духов. И то же самое делают многие их поклонники, в том числе совершенно не интересующиеся еврейством. Так суеверия становятся традициями, а традиции - суевериями.

Чего хотят злые духи

Говард Шварц объяснил, почему так много суеверий связано со сдерживанием злых духов: "В средние века считалось, что у каждого человека 10 тысяч демонов на правой руке и 100 тысяч демонов на левой. Вы постоянно сражаетесь с демонами. В этой борьбе помогает хамса (оберег в виде ладони с пятью пальцами. - Прим. "Цимеса"), она защищает от злых духов".

Поэтому многие суеверия связаны с попытками отпугнуть, подкупить или запутать духов. При этом внимательного и осторожного отношения требуют не только они, но и вообще все обитатели тонких миров.

"Когда человек умирает, нужно закрыть тканью зеркала в доме, - вспоминает Шварц еще одну традицию, которую трудно отличить от суеверия. - Спросите 100 раввинов почему - получите 100 разных ответов. Большинство соглашается с такой трактовкой: отражение умершего человека попадает в ловушку в зеркале, и нужно закрыть его, иначе дух умершего причинит вам вред".

"В некоторых ортодоксальных общинах Израиля умершего человека не везут прямым путем к кладбищу", - рассказывает Шварц. Похоронная процессия путешествует через все закоулки города, чтобы уйти от злых духов. Цель простая - запутать демонов, которые охотятся за наследством". Пусть профсоюз демонов негодует, зато ваше золото в сохранности.

Читайте также

Как сочетать несочетаемое

На первый взгляд сложно понять, как евреям удается жить в такой мировоззренческой эклектике, - но на самом деле они в этом не одиноки.

"Обычный христианин чаще всего верит в монотеистического языческого единого Бога, в дуалистического дьявола, в политеистических святых и анимистические привидения. Исследователи религий называют сосуществование противоречивых и даже взаимоисключающих идей, сочетание ритуалов и практик из разных культур синкретизмом.

Возможно, синкретизм и является единственной мировой религией", - писал в своей знаменитой книге "Sapiens" израильский ученый Юваль Ной Харари.

Нынешние евреи просто ведут себя так же, как и 4000 лет назад, - верят в магические вещи, удивительным образом сплетая толкование Торы и анимизм. А мы внимательно изучаем эти сказания, пытаясь понять, почему духи так не любят соль, зачем бить посуду на свадьбе и для чего, отправляясь в путешествие, нужно приколоть к одежде металлическую булавку.

Нет, ну а вдруг?

Подготовила Катя Полонская

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке