Ее творчество не перестает удивлять и восхищать многочисленных поклонников во всем мире, ее называют "блистательной звездой еврейской песни" и "певческой сенсацией", певицей, которая, как никто другой, умеет выразить естество своего народа, его печаль, радость и музыкальность. Ей аплодируют полные залы по всему миру, а "своей" ее считает одновременно публика еврейская, русская и американская. После долгого перерыва в Израиль с большим гастрольным туром приезжает удивительная певица и кантор - Светлана Портнянская, чей неповторимый облик, уникальный голос и необыкновенное сценическое обаяние сделали ее одной из выдающихся еврейских исполнительниц во всем мире.
12 концертов на лучших сценах нашей страны с 15 февраля по 2 марта 2023 года.
В преддверие концертов в Израиле мы поговорили со Светланой Портнянской о том, что происходило в ее жизни со времени ее последнего визита в Израиль, о "шансе", который выпал певице в один из ключевых моментов ее жизни, о работе со Спилбергом и о любви к Израилю, Украине и… Аргентине.
- Светлана, совсем скоро вы приедете к нам в Израиль после долгого перерыва - более 5-ти лет. Встреча с вами - всегда откровение. Вы всегда очень тщательно, как перфекционист и настоящий музыкант готовите новые программы, шоу, песни-спектакли, новые находки, которые всегда интересны нам публике. За то время, которое прошло с вашего последнего концерта здесь в Израиле произошло много всего, в том числе и период, в который творческие люди не могли выразить себя в полной мере по причине карантинов. Я надеюсь, что за это время вы нашли для себя что-то новое, что можно петь, с чем можно работать и затем представить публике.
- Да, я не слишком отличаюсь от моих друзей-музыкантов и коллег - все в эти пандемические годы занимались - студийной работой, сочинением. Потому что вдруг появилось огромное количество свободного времени, чтобы подумать и сделать какой-то интересный продукт. Я тоже кое-что записывала и включила в репертуар совершенно новые композиции, которые раньше не исполняла никогда. Но самое главное изменение в моей жизни, совершенно даже не творческое, а семенное - я дважды стала бабушкой.
- Я хочу напомнить нашим радиослушателям вашу историю, когда вы на международном песенном конкурсе "Ступень к Парнасу" вышли с условием, что вы исполните еврейские репертуар, и вам пошли на встречу. Все прошло очень успешно, вы тогда исполнили философскую, сложную для исполнения песню на идиш, вторую песня была об Иерусалиме, а третья песня была - "Шанс", которую написала Александра Николаевна Пахмутова. Интересно то, что после вашего исполнения эта песня больше никем не исполнялась.
- Да, Александра Николаевна Пахмутова написала эту песню под тип моего голоса и на тот момент не нашла исполнителя. А я только-только начинала, и так получилось, что я попала на эту песню первой и, да - единственной исполнительницей этой песни. Я не слышала, чтобы она исполнялась и, тем более, стала популярной. Но для меня это был шанс поработать с замечательным композитором Пахмутовой и чудесным человеком.
- Вы закончили Гнесинку в 1986 году, были солисткой Москонцерта - все было успешно и интересно, вы работали в известном театре "Шалом", начали выступать и с сольными концертами, а потом стали лауреатом первой премии конкурса "Ступень к Парнасу". В 1991 году вы переехали в США и там нахшли себя в очень разных направлениях. Поскольку вы фактически ежегодно совершали концертные турне по очень разным странам, то и работы появились очень разные. Расскажите, пожалуйста, о вашем участии в документальном фильме Стивена Спилберга "Переживший катастрофу".
- Это очень интересный фильм. Благотворительный фонд "Шоа" был создан Стивеном Спилбергом в 1994 году. Эта организация занималась тем, что собирала и архивировала свидетельства людей, переживших Катастрофу, переживших концлагеря и гетто. Люди, которые были в то время детьми и, если они помнили какие-то моменты своей жизни, абсолютно все люди опрашивались и все это документировалось. Это была огромная работа по всему миру с колоссальным количеством волонтеров. Я не знаю, закончилась ли она - тогда казалось, что это бесконечная работа. И творческим окончанием этой работы стал документальный фильм - очень непростой, безумно тяжелый, и я была выбрана записать несколько саундтреков для этого фильма.
Читайте также
- Затем у вас была еще одна работа теперь уже для художественного фильма - вы записали "Вокализ" для фильма Канева "Бабий яр", где так же затронута тема Холокоста. Да, и во всех своих программах вы постоянно уделяете время репертуару, который вы подаете на иврите или на идише, поскольку владеете хорошо и тем и другим. В своих интервью в не раз упоминали о том, что бывали в Латинской Америке и у вас сложились хорошие ощущения и впечатления о культуре этих стран и говорили, что с удовольствием поете латиноамериканские шлягеры.
- Я поясню некоторые моменты. Я, к сожалению, не владею ни ивритом, ни идишем, на уровне носителя языка, я владею этими языками только как вокалистка. Я читаю на иврите, потому что я кантор, но идиш я просто понимаю столько, сколько и все - на бытовом уровне, и, конечно, я понимаю то, о чем пою на обоих языках. Что же касается латиноамериканской музыки, а точнее аргентинской, то замечу, что эта страна, на мой взгляд, вообще не имеет никакого отношения к Латинской Америке - это европейская страна на Латиноамериканском континенте - это абсолютно отдельный мир. Это очень интересно, что на огромном континенте совершенно однородном, совершенно автономно существует страна из другого полушария с прекрасной музыкой - прежде всего, это - танго, Пьяццолла и Гарделия, и я не могла мимо этого пройти. Я очень люблю сложную музыку - чем сложнее, тем мне интереснее, конечно, концертный репертуар не состоит только из сложной музыки, но мне это интересно творчески.
- Если бы вы хотели идти легкими путями, вы бы не стали работать и записывать конториальную музыку.
- Да-да, конечно, это очень близко по сложности, например, к Пьяццолле, он совершенно космический композитор. И эта музыка вошла в меня навсегда с первого посещения, с конца 90-х годов.
- Если мы говорим о ваших уже скорых встречах с израильской публикой - с 15 февраля до 2 марта - это будет много городов, много дат, к счастью для тех, кто вас давно не слышал и, конечно, соскучился.
- И к моему счастью тоже, вы не представляете, как я рада!!!
- Светлана, скажите пару слов, о чем будет программа, что мы можем услышать? Надеюсь, какие-то любимый композиции прозвучат наряду с новым материалом?
- Я скажу самое главное - жанры разные, направления разные, но это не эклектика, это просто все самое лучшее и любимое. Моя программа называется "О том, что в сердце". А в сердце у меня - Израиль, как это было всегда, с момента, как я начала слушать и любить музыку. Моя любовь и понимание к Израилю и к Украине пришло через музыку, через мое детство. Несмотря на то, что я родилась в Москве и до своего отъезда прожила 26 лет в этом городе, в моем сердце - Украина и Израиль, и это совершенно бесспорно и бесповоротно даже без относительно нынешней ситуации, просто так получилось. Я желаю всем нам мира, покоя и здоровья и до встречи на моих концертах в Израиле!
Интервью сделано на основе беседы Тани Барской со Светланой Портнянской в программе "Анонс" на радиостанции "Кан РЭКА".
Долгожданные концерты Светланы Портнянской пройдут на лучших концертных площадках страны:
15.02, среда - Ашдод, Матнас Дюна-Юд, 20:00
18.02, суббота - Нетания, зал "Бейт-Йоханан", 20:00
20.02, понедельник - Реховот, зал "Центр наследия Йеменской культуры", 20:00
21.02, вторник - Ришон ле-Цион, МОфет, 20:00
22.02, среда - Хайфа, Матнас Адар - Зал "Бейтену", 19:00
23.02, четверг - Беэр-Шева, Консерватория, 20:00
25.02, суббота - Кармиэль, Зал "Эшколь а-Пайс", 20:00
26.02, воскресенье - Ашкелон, Центр Конгрессов (малый зал), 20:00
27.02, понедельник - Бат-Ям, Аудиториум, 20:00
28.02, вторник - Кирьят-Моцкин, зал "Эшколь а-Пайс", 19:00
1.03, среда - Иерусалим, Театр Иерушалаим, Зал "Реббека Краун", 20:00
2.03, четверг - Петах-Тиква, Зал "Шарет", 20:00
Билеты здесь или по телефону 03-5226646
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting