Рассуждать о кино надо, все-таки, находясь на территории кино, а не в зоне его восприятия. Но возьмусь. «Училка» - уже не свежий российский фильм, он вышел на экраны в 2015 году, аккурат после Крымского референдума. Подождите, это важно.
На уроке истории в столичной, вроде бы, обычной школы в руках учительницы истории - измученной, больной, пожилой, бедной, протестующей, с горстью таблеток в ладошке - появляется пистолет. Училка (Ирина Купченко), униженная хамством, барством, брезгливостью, бандитизмом учеников закрывает класс на замок и прицельно, но нервозно, наводя орудие убийства с одного выпускника на другую, берет их в заложники. Условия освобождения - пятерка по истории. Истории страны, которую, как орут дети, ее поколение про.рало, предало и уничтожило.
Что ж, поколение Училки действительно привело страну к распаду. Поколение училки, два поколения слева (младше) и поколение справа (старше): вот они, кто сбросил СССР с пьедестала. Они - виновники того, что и «суверенитет» не дотащили, и что Майдан просмотрели, и что Сербию бомбили. Училка еще виновата и в месте работы своей дочери - она оказалась в стране, где говорят на языке убийц их дедов (если уж совсем точнее - прадедов). Училка виновата во всем: даже в своей нелепости. Не Горбачев с Шеварнадзе. Не Ельцин с Шушкевичем и Кучмой. Ни Янаев с Крючковым. Страну погубила Училка. Страна называлась СССР. Не Эстония, заметьте. Не Латвия. Не Украина. И не РФ. СССР. Один на всех. Но пятерку ученики ставят сами себе лишь за гибель России.
Директор школы вызывает полицию. «Захват заложников» транслируют в прямом эфире. Ведущая эфира (Алиса Гребенщикова) - бабенка, озабоченная ускользанием из ее личного вечернего расписания собственного либидо, с горестью вынуждена демонстрировать интерес к теме; вызванный спецназ, в лице полковника, задумываясь произносит фразу, которую от него все ждут: «Там же дети!»
Дети, да. С оружием, со смартфонами, с плей-стейшинами, домашним видео… И идет урок.
Ирина Купченко, которая Училка, в первых кадрах, когда она, по-своему, аккуратна - уродлива. В середине фильма, когда она уродлива - прекрасна. В самых последних кадрах, уже после титровых - неправдоподобна.
Я люблю Купченко. Она, может быть и не великая, но без нее любое величие не полно. Она прекрасна в «Училке» и я, собственно, чуть выше, это уже говорил.
Читайте также
Преподаватель истории Алла Николаевна - человек потерявший все и всех: Родину, семью, историю, облик, ритм, но сохранившая в себе нечто из той, давней Ирины Купченко, учительницы из старых «Чужих писем»: достоинство и смелость. Смелость, черт побери! Смелость! Это вам не сентиментальные «….Письма», где главной бедой становится прочитанная чужими губами чужая любовь, здесь пистолет, смотрящий в лоб. В ее лоб.Вот она - беда! И вдруг рядом - «Можно выйти?». Не она. Школьница не выдержала.
Без Купченко в фильме было бы нечего смотреть. Это кино одного актера с тучной массовкой. (Режиссер - Алексей Петрухин). Массовка играет самих себя. Свой дом. Семью. Двор. Друзей. Страну. Почему-то не верится в сценарный замысел. (Автор сценария - Алексей Петрухин, Екатерина Асмус). Верится в правду жизни. Когда вы закончите смотреть и через несколько дней вспомните фильм, вы вспомните не Аллу Николаевну, а Ирину Купченко. Часто именно из-за этого режиссеры берут на главные роли неизвестных актеров.
2015 - Уже прошел Крымский референдум, а значит можно было вставить в классный вой «укропы», «вали в свою Украину», сюда же «черномордный», «шняга», «дебилы»… «Кто не с нами, тот против нас, да и те, кто с нами - шавки». Вставили.
Я думаю, тем не менее, это был хороший класс. И хорошо, что он был снят в чужой для меня стране. Если бы страна с такими хорошими классами была моя, я бы бежал… Вначале со школы.
Конец фильма кинематографически-плохой. Я не верю в такие концы. Я не верю, что существует хоть один элемент в природе, способный сломать Зло, ставшее образом жизни. Ни один: будь он костром, гитаркой, скорой помощью, старенькой добренькой песенкой, дождем или пистолетом.
Если бы я жил на территории фильма, в России, он показался бы мне страшным. Живу же я в зоне восприятия и фильм кажется мне неправдоподобным.
Ну, а если это все же правда, то везде ли такая правда? А если везде, то почему оттуда не бегут? А если бегут, то…нет, не сюда!, не в мою страну!
Фильм посмотреть надо. И лучше это делать в другой стране. Легче.
Кстати, есть уже и сиквел «Училки» - «Последнее испытание»