Два популярных израильских артиста - "Мадонна Востока" и "король" музыки мизрахи, а также осужденный насильник - объединились ради новой песни в честь 75-летия своей страны, пишет журналистка JTA Джеки Хайденберг.
Изюминка в том, что Офра Хаза и Зоар Аргов мертвы уже несколько десятилетий. Их совместная работа "Here Forever" не была обнаружена в пыльном архиве. Вместо этого песня и сопровождающее ее видео, по сути, являются подделками, созданными с использованием искусственного интеллекта, который извлек записи, сделанные, когда они были живы, чтобы сфабриковать реалистичное исполнение песни, сочиненной спустя долгое время после их смерти. Их семьи одобрили песню, проникновенный дуэт об ушедшем прошлом Израиля, который завоевал популярность среди израильских слушателей. Но некоторые в стране задаются вопросом, почему Аргов, который умер в тюрьме, когда ему предъявили еще одно обвинение в изнасиловании, должен быть центральным элементом празднования Дня независимости Израиля.
Тем временем другие, кто был близок к артистам, включая давнего менеджера Хазы Бецалеля Алони, раскритиковали песню. "Песня не похожа на тон ее божественного голоса", - заявил Алони "N12". "Она прорвалась благодаря своему артистизму, и ничто из этого не отражено в этом произведении. ֿЯ хочу поплакать о ней". Исполнитель роли Аргова, который был частью команды, создавшей песню, также раскритиковал ее в прессе, назвав "позорной" за неточное воспроизведение голоса Аргова. Песня является частью растущей тенденции использования искусственного интеллекта для создания новых треков с голосами поп-звезд.
Были опубликованы свежие, но поддельные песни или каверы с использованием вокала таких артистов, как Дрейк и Рианна, что поднимает этические вопросы относительно того, кому принадлежит голос артиста или его подобие.
Популярность новой песни - видеоролик набрал 200000 просмотров с момента запуска на прошлой неделе, и песня занимает 16-е место по популярности в Израиле в музыкальном приложении "Shazam" - также предполагает, что израильтян охватывает ностальгия по общему израильскому прошлому в то время, когда страна охвачена социальной борьбой и политическими потрясениями. "Не хочу быть слишком банальным, но все, что происходило в последние три месяца, дало много вдохновения", - заявил "The Times of Israel" генеральный директор и соучредитель израильской музыкальной продюсерской компании "Session 42", возглавляющей музыкальный проект AI, Уди Антеби. В клипе на песню "Here Forever" используются архивные кадры певцов, чтобы создать впечатление, что они поют песню, в сочетании со съемками Израиля в более ранние периоды его истории.
И Хаза, и Аргов сыграли свою роль в формировании этой истории благодаря своей музыке, которая принесла им характерные прозвища. Хазу, скончавшуюся в возрасте 41 года в 2000 году, окрестили "Израильской Мадонной" и, пожалуй, наиболее известна американской аудитории благодаря ее пению в саундтреке к анимационному музыкальному фильму 1998 года "Принц Египта". В ее музыкальном стиле сочетались влияния мизрахи и поп-музыки. Аргова называли просто "королем" музыки мизрахи, и он способствовал популяризации жанра, корни которого уходят в песни и поэзию евреев со всего Ближнего Востока и Северной Африки. Но его жизнь и наследие были запятнаны осуждением за изнасилование, а также другими уголовными обвинениями. Он покончил с собой в тюремной камере в 1987 году, когда ему было предъявлено второе обвинение в изнасиловании, почти через 10 лет после вынесения приговора.
Несмотря на это, за десятилетия, прошедшие после его смерти, его музыка стала еще более популярной. Он является одним из самых популярных артистов на израильском радио, даже после растущего осознания сексуального насилия за годы, прошедшие с начала движения #MeToo. "Я надеялась, но трудно сказать, что я ожидала", что отношение к Аргов изменится, заявила исполнительный директор Ассоциации кризисных центров по борьбе с изнасилованиями в Израиле Орит Суличяну, в интервью "The Times of Israel" в прошлом году в статье, посвященной наследию Аргова. "Пока не будет общественного позора, сексуальное насилие будет продолжаться повсюду", - заметила она. "Должны быть люди, настаивающие на этом … единственный способ добиться перемен - это активизм".
В колонке на прошлой неделе израильский музыкальный журналист Ави Сассон предположил, что осуждение Аргова за изнасилование должно было стать основанием для исключения его из "Here Forever". "Что насчет этой пары?", написал Сассон в Ynet. "В конце концов, Офра Хаза и Зоар Аргов работали параллельно в 1970-х и 1980-х годах, но когда они могли сотрудничать, они предпочли этого не делать. Более того, кто-нибудь задумывался о том факте, что, если бы Офра Хаза была жива сегодня, в эпоху #MeToo, возможно, она не решила бы записать дуэт с Арговым, человеком, который был осужден за изнасилование и позже закончил свою жизнь в тюремной камере?"
Читайте также
Со своей стороны, Алони заявил, что Хаза "категорически отказалась сотрудничать с Зоаром Арговым", но менеджер не приписал этот отказ обвинению Аргова в изнасиловании. Скорее, хотя Хаза широко описывается как певица мизрахи и была йеменского еврейского происхождения, Алони заметил, что Хаза не считала мизрахи своим музыкальным жанром. Антеби заявил, что после проведения опроса, чтобы узнать, какие артисты лучше всего представляли Израиль, подавляющее большинство проголосовало за Хазу и Аргова. Антеби рассказал "The Times of Israel", что этот трек - "песня о любви к нации". Припев, похоже, намекает не только на стойкость Израиля, но и на технологические инновации, которые сделали песню возможной. И которые вложили новые слова в уста Аргова и Хазы спустя долгое время после их ухода. "Я останусь здесь навсегда, я скучал по тебе", - говорится в тексте песни. "Даже если ты этого не видишь, мы здесь навсегда".