Суббота

Современный израильский виноград генетически связан с библейским виноградом

07.05.2023
Источник:Лехаим
Фото: zahav.ru / Гарри Резниковский

Семена, обеспечивающие генетическую связь между двумя современными сортами красного и белого винограда, выращенные более 1100 лет назад и, по-видимому, упомянуты в двух разных книгах Библии, стали результатом "необычайного и захватывающего открытия" археологов из Тель-Авивского университета (ТАU) и Хайфского университета, пишет журналистка "The Jerusalem Post" Джуди Зигель-Ицкович.

Обнаружено, что одно семя принадлежит к сорту "Сирики", который до сих пор используется для производства высококачественного красного вина в Греции и Ливане. Поскольку виноград обычно называют в честь места его происхождения, вполне возможно, что название сорта происходит от Нахаль Сорек, ручья в Иудейских горах. Второе семя было идентифицировано как относящееся к сорту белого винограда Беэр, который все еще растет в песках Пальмахим на берегу Средиземного моря.

Новое исследование, проведенное палеогеномной лабораторией Музея естественной истории имени Штейнхардта в ТАU и Хайфским университетом, проанализировало ДНК древних местных семян виноградной лозы, обнаруженных при археологических раскопках в Негеве.

Что они нашли?

Генетическое исследование возглавили доктор Пнина Коэн из TAU и доктор Мейрав Мейри. Семена были найдены в ходе археологических раскопок под руководством профессора Гая Бар-Оза и его коллег из Школы археологии и морских культур Хайфского университета в сотрудничестве с исследователями из Израильского управления древностей. Среди других участников были исследователи из Института науки Вейцмана в Реховоте, Университета Бар-Илан в Рамат-Гане, а также исследовательских институтов Франции, Дании и Великобритании. Статья только что была опубликована в ведущем научном журнале PNAS под заголовком "Древняя ДНК найденного в пустынном нагорье Негев винограда раскрывает происхождение вина поздней античности". Говорили, что первая разновидность может встречаться даже в Библии - в благословении Яакова своему сыну Иуде: "Он привяжет осла своего к лозе, и осленка своего к лучшей ветке (сорека); он омоет в вине одежды свои, в крови винограда одеяния свои (Брейшит 49:11); и, возможно, также намекает на гигантскую гроздь винограда, привезенную людьми, посланными Моисеем исследовать Землю Израиля: "Когда они достигли долины Эшколь (которую некоторые называют Нахаль-Сорек), они отрезали ветвь с единственной гроздью винограда. Двое из них несли ее на шесте между собой" (Бемидбар, 13:23).

Бар-Оз отметил, что "археологические раскопки, проведенные в Негеве в последние годы, выявили процветающую винодельческую промышленность византийского и раннего арабского периодов (примерно с 4 по 9 века н.э.), особенно на стоянках Шивта, Халуза, Авдат и Низана, которые в то время были крупными процветающими городами. Находки включают большие давильни для вина, кувшины, в которых хранилось эксклюзивное вино, экспортируемое в Европу, и виноградные косточки, сохранившиеся более 1000 лет". Он добавил, что эта отрасль "постепенно пришла в упадок после мусульманского завоевания в 7 веке, поскольку ислам запрещает употребление вина.

Выращивание винограда в Негеве возобновилось только в наше время, в Государстве Израиль, в основном с 1980-х годов. Эта отрасль, однако, опирается в основном на сорта винограда, импортированные из Европы. Особенно интересной находкой был большой клад виноградных косточек, обнаруженный на полу запечатанной комнаты в Авдате. Исследователи объясняют, что эти семена относительно хорошо сохранились благодаря защите от климатических явлений, таких как экстремальные температуры, наводнения или обезвоживание. В надежде выяснить, к каким разновидностям могут принадлежать семена, исследователи приготовились извлечь их ДНК в палеогенетической лаборатории. "Наука палеогеномики использует ряд передовых технологий для анализа древних геномов, в первую очередь, на основе археологических находок. Поскольку молекула ДНК очень чувствительна и со временем распадается, особенно при высоких температурах, мы обычно получаем только небольшие фрагменты ДНК, часто в плохом состоянии сохранности", - пояснила Мейри. "Чтобы защитить их, мы работаем в особых условиях: палеогенетическая лаборатория - это изолированная чистая лаборатория с положительным давлением воздуха, которое не пропускает загрязняющие вещества, и мы входим в нее в стерилизованных "скафандрах", знакомых всем по пандемии Covid-19".

Исследователи сначала искали любое органическое вещество, оставшееся в семенах, с помощью FTIR (инфракрасной спектроскопии с преобразованием Фурье) - химического метода, использующего инфракрасное излучение для получения светового спектра, который идентифицирует содержимое образца. Обнаружив остатки органического вещества в 16 семенах, они извлекли ДНК из образцов. Извлеченная ДНК была секвенирована с акцентом примерно на 10 000 геномных участков, где обычно обнаруживаются специфические для сорта признаки; результаты были сопоставлены с базами данных о современных виноградных лозах со всего мира. В 11 образцах качество генетического материала было слишком низким, чтобы можно было сделать какие-либо определенные выводы, но три из оставшихся образцов были идентифицированы как в целом принадлежащие к местным сортам. Наконец, два образца самого высокого качества, оба примерно 900 г. н.э., были идентифицированы как принадлежащие к конкретным местным разновидностям, которые существуют до сих пор.

Другое высококачественное семя, идентифицированное как относящееся к белому винному сорту винограда "Беер", все еще растущему в песках Пальмахим на остатках виноградников, вероятно, заброшенных в середине 20-го века. Впервые исследователи смогли использовать геном виноградной косточки для определения цвета плода, обнаружив, что на самом деле это был белый виноград - старейший ботанический образец белого сорта из когда-либо идентифицированных. "Беер", уникальный местный сорт, произрастающий на Земле Израиля, сегодня используется винодельней Баркан для производства собственного особого белого вина.

"Замечательная вещь в палеогенетике заключается в том, что иногда крошечные предметы могут рассказать большую историю. Именно это и произошло в нашем исследовании. С помощью всего лишь небольшого количества ДНК, извлеченного из двух виноградных косточек, мы смогли проследить преемственность в местной винодельческой промышленности - от византийского периода, более 1000 лет назад, до наших дней", - заключила Мейри. "Мы считаем, что наши выводы также важны для современной винодельческой промышленности Израиля, которая росла и процветала в последние десятилетия. Сегодня большинство выращиваемых здесь сортов завезено из Европы, так что местные условия для них не оптимальны. Местные сорта могут больше подходить для местного климата и почвы, особенно в Негеве. Наше исследование открывает новые пути для восстановления и улучшения древних местных сортов, для создания сортов винограда, более подходящих для сложных климатических условий, таких как высокие температуры и засуха", - рассказала она.