За неделю до открытия международного Каннского фестиваля французская актриса Адель Энель, обладательница сразу двух премий "Сезар", публично сообщила о полном прекращении работы в кино. В открытом письме, опубликованном 9 мая на веб-сайте культурного еженедельника Telerama, она протестует против "терпимости [среди профессионалов кино] в отношении к сексуальным агрессорам" и обвиняет "седьмое искусство" в "сотрудничестве" с царящим мировым укладом, "уничтожающим экосистему" планеты. Активистка многочисленных правозащитных движений "пропала" в последние годы с киноэкранов.
Публичный отказ актрисы от кинокарьеры получил широкий отклик в СМИ Франции.
34-летняя Адель Этель (Adèle Haеnel) появилась на французских экранах еще подростком, в фильме Кристофа Ружжиа "Дьяволы" 2002 года. С тех пор она неоднократно номинировалась на получение премий "Сезар", затем получила две призовых статуэтки "лучшей исполнительнице второй роли" (2014, "Сюзанна") и за лучшую женскую роль (2015, "Истребители"). Широкая известность к ней пришла с фильмом 2019 года "Портрет девушки в огне" (Portrait de la jeune fille en feu, режиссер Селин Сьямма). В том же году, в интервью Mеdiapart, актриса обвинила режиссера Ружжиа в сексуальных домогательствах. В 2020 году актриса взорвала медиапространство, покинув церемонию вручения "Сезар", за лучшую режиссуру Роману Полански за фильм "Офицер и шпион" (J'accuse). Против этого режиссера неоднократно выдвигались обвинения в изнасиловании.
« J'ai décidé de politiser mon arrêt du cinéma »
— Télérama (@Telerama) May 9, 2023
Alors que nous enquêtions sur la trajectoire d'Adèle Haenel, l'actrice a, pour la première fois depuis les César 2020, accepté de prendre la parole.
Elle a répondu à nos sollicitations par un courrier. Nous publions cette lettre… pic.twitter.com/ZGxJ3K4XhL
Голоса "маргиналов"
Журнал Telerama обратил внимание на "исчезновение" в последние три года актрисы из медиапространства, а также с киноэкранов. Редакция провела расследование и обратилась за комментарием к самой Адель Энель. В письменном ответе она, прежде всего, осудила современный кинобизнес, его поверхностность перед лицом "уничтожения биоразнообразия, стремительной милитаризации Европы", распространения в мире "голода и нищеты". Адель Энель убеждена, что медиапространство намеренно заполняют разговорами "ни о чем", чтобы в буржуазном мире ничто не менялось, чтобы никто не слышал голоса "маргиналов", которые говорят о проблемах неравенства и экологической угрозе будущему планеты.
Актриса вернулась в открытом письме к интервью в Mediapart о Кристофе Ружжиа, чтобы снова осудить насилие в отношении женщин и отказ в мире кино от решительных действий в отношении насилия. Она считает, что в этой бизнес-среде срабатывает принцип "общей поруки, чтобы спасти престиж Жерара Депардье, Романа Полански, Доминика Бутонна". "Им не нравится, что жертвы поднимают слишком много шума. Им бы хотелось, чтобы мы продолжали исчезать и умирать молча", - пишет актриса.
Cette fois, c'est du cinéma français qu'elle «se lève et qu'elle se casse». Ce mardi, Adèle Haenel a officialisé et politisé dans une lettre à «Télérama» son arrêt du cinéma
— Le Parisien (@le_Parisien) May 9, 2023
➡️ https://t.co/ZHBtCrP5Fu pic.twitter.com/wZeeknYMIW
Читайте также
Адель Энель была в последние годы активной участницей феминистских и экологических манифестаций. Время, когда у актрисы, несмотря на признание таланта и профессионализма, после 2019 года не было более интересных профессиональных предложений.
Все эти причины и соображения заставили Адель Энель объявить 9 мая о своем окончательном отказе от кино. "Столкнувшись с монополией буржуазии на слова и финансы, я не имею другого оружия, кроме моего тела и моего самоуважения", - пишет актриса. - "Я исключаю вас (киноиндустрию - прим.ред.) из моего мира, я ухожу, я бастую, я присоединяюсь к моим товарищам, для которых поиск смысла и достоинства важнее поиска денег и власти".
Не первый год Адель Энель продолжает творческий поиск. В 2021 году газета Le Monde отзывалась с энтузиазмом о её работе в пьесе "Озеро", поставленной по произведению швейцарского писателя-модерниста Роберта Вальзера французским режиссером Жизель Вьенн.