Zahav.СалатZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+18+12
Иерусалим
+15+9

Салат

А
А

"Обреченные на оригинальность", или Май с оркестром

Бывают концерты, которые словно подарки. Которые ведут с залом особый душевный диалог - и в зеркале которых открывается нечто очень важное и глубокое.

22.05.2023
Фото: Марина Котлярова

…Тель-Авив в мае, Тель-Авив с музыкой прекрасен. Музей изобразительных искусств, зал "Реканати", играет наш Камерный оркестр. В программе Йозеф Гайдн, Георг Филипп Телеман, Мечислав Вайнберг и Франсис Пуленк. Этот вечер счастливо собрал - как жемчужины на нитку! - дивные музыкальные творения. Бывают концерты, которые словно подарки. Которые ведут с залом особый душевный диалог - и в зеркале которых открывается нечто очень важное и глубокое.

…Все началось с Гайдна. Этого уникального, гармоничного, всеобъемлющего композитора. Слуги, который прославил в веках своего патрона, одиночки¸ который как-то сказал о себе, что он был "отрезан от мира" и потому "обречен на оригинальность". Йозеф Гайдн написал 104 симфонии. И все - поразительные. Камерный оркестр под предводительством Ариэля Цуккермана в этот вечер исполнил симфонию номер 80 ре минор. Эта симфония, созданная специально для особого, так называемого Постного концерта в Вене, представляет собой некий диалог между двумя людьми, двумя полюсами, двумя состояниями. Никто, пожалуй, из музыкантов, живших на земле, не знал тайну идеального звучания оркестра, как знал ее Гайдн. Эта симфония - тому подтверждение. Композитор во время ее создания еще слуга князя Эстергази. Просто лакей. Замок Эстергази - место службы этого гения музыки. Но ему уже все в его космосе, в его империи подвластно. Он - король в своем оркестре. И умеет этот уникальный инструмент использовать наилучшим образом. Эпизоды - главы контрастируют. И когда ты уже всерьез печалишься, вспоминая свои личные тревоги, тебя настигает, подхватывает просветление, радость, счастье от этой красоты, соразмерности¸ от узора сияющих духовых на матовом шелке струнных. Флейта и скрипка будто авторским голосом ведут напев, под который тени танцующих сливаются в менуэте. Оркестр и дирижер творят легко, зачарованно¸ нарядно. Грустно, весело, опять облачко печали - и presto, ртутное и живое, чудесное, завершает красочную австрийскую повесть…

Читайте также

…Георг Филипп Телеман, немецкий гений, будто зачерпнувший из двух чаш - и создавший музыку и в стиле барокко, и в пропорциях ясного галантного века, представлен в концерте, котором идет речь, изысканным Концертино для флейты, скрипки, баса континуо и ансамбля струнных. В дуэте, в диалоге скрипки и флейты приняли участие гость оркестра, знаменитый скрипач Илья Грингольц и лидер коллектива, дирижер, талантливый флейтист Ариэль Цуккерман. Обаяние музыки Телемана, ее трогательная, трепетная красота в этом исполнении проявились радостно, щедро. Музыканты - все! - наслаждались каждой темой¸ каждым пассажем. И артисты Камерного, и Илья Грингольц, и Ариэль Цуккерман, и первая виолончель оркестра Ади Таль царили доверительно и изящно. Они словно вместе складывали стеклышки-бусинки, и все эти частички сияли!

Мечислав Вайнберг, еврейский композитор, уроженец Польши, трагичный философ, которому открылись круги ада еще на земле, при жизни, создал в 1948 году свое гениальное Концертино. Это монолог для скрипки, ясный, мелодичный, с народными мотивами (очевидно, что мотивы эти очень выстраиваются в памяти, в сознании слушателя, меломана нашей страны, как еврейские…), виртуозное и щемящее. Илья Грингольц исполнил эту музыку так вдохновенно и благоговейно, будто композитор о каждом из нас, о бедах, взлетах и надеждах, о смятении и душевной красоте ее сочинил. Солист вынес Концертино на суд публики с огромным пиететом и волнением. Покоряющий мягкий звук его скрипки (она - творение феноменального мастера Страдивари!), неуклонная логика и гибкость фразы, глубокий и мудрый исполнительский план - все оставило след. Все захватило и удивило зал. И зал на время перестал дышать…На "бис" артист сыграл-пропел сонату Тартини, изящную и светлую…

А еще был Франсис Пуленк. "Симфониетта". Это милое и очень доступное всем слушателям произведение оркестр играл блестяще, с нервом, азартом¸ "прописывая" джазовые, балетные, эксцентричные мотивы. И тот пласт, который роднит эту музыку ХХ века (она написана в 1947-ом!) с Гайдном, великим, изменившим мир искусства, создавший эталоны музыкального совершенства. Камерный оркестр в прекрасной форме. Программы насыщены смыслом, оригинальны. Гайдн сказал о себе, что он "обречен на оригинальность". И все авторы, музыку которых мы слышали в этот вечер, тоже. И слава им!

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке