За четыре с половиной года у них всех вырос IQ. А половина участников через месяц станут бакалаврами.
Проект стартовал в 2014 году, 12 взрослых с легкой умственной отсталостью поступили на специальную адаптированную образовательную программу при Университете Бар-Илан в Рамат-Гане. Там они учились три года, и у всех 12 выросли результаты IQ тестов. Прогресс шел по-разному, но лучше продвинулись шестеро, которые выбрали более сложный вариант обучения. Их IQ по окончании курса вырос до 66-72 баллов. Вторая половина участников учились в упрощенном режиме и набрали 54-61.
Потом были четыре с половиной года учебы на педагогическом факультете Университета Бар-Илан в Рамат-Гане, и они подтвердили ту же тенденцию. Участники, выбравшие полноценную университетскую программу, повысили IQ уже до 65-91, а те, кто учился упрощенно, - до 60-72.
При определении умственной отсталости пороговым значением считаются 75 баллов IQ-теста. И пятеро участников по результатам учебы перешли этот рубеж. Сейчас эти студенты и еще один, не немного дотянувший до 75 баллов, готовятся стать бакалаврами. Впервые в Израиле люди с умственной отсталостью выполнят все академические требования для получения степени. Считается, что до сих пор только троим таким людям во всем мире удалось это сделать.
Чтобы доказать, что дело именно в учебе, этих студентов сравнили с 12 другими человеками с аналогичным уровнем задержки умственного развития и образом жизни, которые все эти годы не получали высшего образование. Оказалось, что их IQ оставался без изменений.
Оценивали всех с помощью широко распространенного теста Вешлера. Он измеряет вербальный интеллект, связанный с восприятием, анализом и использованием слов и языка, визуально-пространственное мышление, рабочую память и навыки обработки информации.
Читайте также
"Мы знаем, что наш проект способствует улучшению когнитивных способностей, но мне было любопытно проверить, повлияет ли он на интеллект, - объяснила изданию The Jerusalem Post главная исследовательница Хефзиба Лифшиц. - У некоторых студентов IQ достиг 80 баллов и даже выше. Это удивительное развитие".
Профессор Лифшиц - руководитель проекта расширения прав и возможностей, в рамках которого и учились все 12 студентов. Программа обучения основана на ее собственной теории компенсационного возраста. Суть ее в том, что хронологический возраст, в отличие от психического, играет важную роль в определении когнитивных способностей взрослых с умственными недостатками. Лифшиц предлагает специальные методы обучения, которые учитывают возрастные особенности.
Они с коллегами по университету определили, что интеллект людей с умственной отсталостью достигает своего пика примерно к 40-45 годам. Эта информация дает понимание того, что развивать их можно даже в относительно позднем возрасте. Кстати, двум из участников программы было даже больше - 51 год.
Сегодня проект расширения прав и возможностей включает уже 120 взрослых с разными уровнями умственной отсталости, вплоть до самых тяжелых ее проявлений. Около половины участников проживают в общежитии для взрослых с инвалидностью под надзором министерства социального обеспечения и благосостояния. Другие живут дома с родителями.
На первом курсе люди с легкой умственной задержкой посещают четыре академических занятия один раз в неделю, а со второго курса интегрируются в классы бакалавриата обычных студентов. Все академические требования и классные задания адаптированы под уровень развития каждого. Студентов сопровождают академические фасилитаторы, чья роль по большой части заключается в поддержке студентов.
Учащиеся могут встречаться со своими академическими кураторами на индивидуальных сессиях для получения консультаций или помощи в освоении материала. Цель кураторства состоит в том, чтобы продвигать наиболее перспективных, мотивированных и находчивых студентов к наивысшим достижениям - вплоть до соискания первой степени.
Проект расширения прав и возможностей первым в мире открыл адаптированный образовательный колледж для учащихся с тяжелыми нарушениями умственного развития, которым требуется обширная поддержка. Из-за физических особенностей они не могут посещать университет лично, поэтому проект предлагает им курсы на местах в центрах, где они находятся.
Проект этот важен не только из-за IQ. Для таких людей возможность обучаться как глоток свежего воздуха. Немаловажный бонус - повышение самооценки, которую Лифшиц отмечает у всех своих студентов. Для них учеба - это возможность жить и чувствовать себя такими, как все.