Наблюдать, как теряющий слух преподаватель истории влюбляется в женщину, проникнувшись нежностью к ее печальной дочке, которая не желает разговаривать после смерти отца… Услышать жизнеутверждающую сентенцию: "У всех есть проблемы". На экраны израильских кинотеатров выходит фильм Паскаля Эльбе "Слышать друг друга" (французское название "Мы созданы друг для друга").
Актер, сценарист и режиссер Паскаль Эльбе лично мне больше всего памятен участием в сериале "Без права на второй шанс", снятом по роману Харлана Кобена.
Фильмов, в которых Эльбе проявлял себя в той или иной ипостаси, много. В картине "Слышать друг друга" он выступает сразу в трех лицах. Он тут и режиссер, и сценарист, и исполнитель главной роли.
Жанр - мелодрама. Атмосфера- недорогой парфюм. В истории, к которой в этот раз подключают зрителей люди с кинокамерой, все просто, обыденно, но иногда очень невесело. В иных случаях кажется - относительно нормально, но очень уж относительно.
Главный герой фильма Антуан безуспешно пытается скрыть от окружающих тот факт, что он не слышит, не улавливает очень многое из того, что говорится ему и рядом с ним. Он теряет связь с миром. Его бросает любовница, амбициозная адвокатесса, которой мешает его, как она полагает, равнодушие, невнимание к ее особе. Но нечто новое, потаенное и очень важное открывается в нем…
Читайте также
А начинается рассказ про остроту душевного слуха и проблемы слуха физического с того, что разъяренная соседка с нижнего этажа звонит в дверь Антуана и требует прекратить терроризировать ее громким звуком будильника. Соседка груба, слов не выбирает. Ее внешний вид и лексикон мне напомнили мою нынешнюю израильскую соседку, - и сразу стало неуютно. И этот тон, и требования мне знакомы…
Вдова Клер после смерти мужа (к слову, на его похороны пришла его любовница, что не способствовало высокой и светлой печали героини) совсем растерялась. В этой роли Сандрин Киберлэн выглядит отрешенной и равнодушной ко всему. Она язвительно шутит и не позволяет никому к себе приблизиться. Но волей случая, который, как известно, правит людьми и творит драматургию человеческих судеб совершенно бесконтрольно, Антуан начинает общаться с Виолеттой, маленькой дочкой Клер.
Юная Манон Лемуан, сыгравшая Виолетту, пронзительно трогательна. Выразительна. После смерти отца девочка не произносит ни слова и страдает от ночных кошмаров. Виолетта словно выбирает Антуана себе в друзья и в спутники для мамы. Соотносит свою беду с его недугом, дарит ему рисунок - слона без ушей…
Логика в картине подчас пропадает, повествование делается рваным, сцены как будто не доиграны. Например, участие Антуана и его друга (органичный актер Франсуа Берлеан) в курсах, на которых учат читать по губам. Непонятно, как связаны эти курсы с главной сюжетной линией. Хотя, возможно, это лишь мое недопонимание. Но и конец фильма вышел, с моей точки зрения, скомканным, смятым. Хотя этот открытый финал и оставляет тонкую, исполненную шарма нотку грусти и надежды. Ну, насколько у этих людей, - да и у нас с вами - есть надежда…
Думаю, что волнение при просмотре фильма чуткий зритель непременно испытает. Этому способствует и сюжетная линия матери Антуана, у которой диагностировали болезнь Альцгеймера. И деловитый пожилой доктор сообщает ее родным, что "состояние будет ухудшаться". И чудесный момент, когда Виолетта начинает говорить. И очень реалистичные переписки-переклички сообщениями на сотовых телефонах (как без них люди жили раньше, как ловили шпионов и преступников, как работала полиция, как сообщали важные сведения?..).
Камера движется неспешно, столь же неспешно вьется нить повествования, - а потом прыжок, рывок, и кажется, что оператор, сценарист и режиссер спонтанно выхватывают, будто хирургическим пинцетом извлекают не связанные между собой сцены из течения дней и часов жизни. Дружбы и любови, отношения Антуана с сестрой и с коллегами по работе - все вроде узнаваемо, реалистично; и в то же время присутствует толика искусственности.
Есть в картине непередаваемый французский шарм. Есть очень милые эпизоды. Есть элегантность и последовательно проводимая мысль о том, что жизнь прекрасна, - по крайней мере, прекрасно всякое мгновение, пока тебе дано гулять у моря и любить.
Один момент запомнился мне особенно: девочка сидит у двери своей квартиры, ее мама спит. Антуан из лифта замечает девочку и садится рядом. Потом кормит ее, ведет с нее задушевную беседу. Мы не одиноки, пока можем кому-то помочь. Мы слышим мир. И на нашей лестнице звучат шаги соседей…