Zahav.СалатZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+17
Иерусалим
+24+12

Салат

А
А

Звуки на лестнице Антуана

…Увидеть краешек, фрагмент жизни французов, которые ведут обычную и все же такую необычную жизнь.

03.06.2023

Наблюдать, как теряющий слух преподаватель истории влюбляется в женщину, проникнувшись нежностью к ее печальной дочке, которая не желает разговаривать после смерти отца… Услышать жизнеутверждающую сентенцию: "У всех есть проблемы". На экраны израильских кинотеатров выходит фильм Паскаля Эльбе "Слышать друг друга" (французское название "Мы созданы друг для друга").

Кадр из фильм Паскаля Эльбе "Слышать друг друга"

Актер, сценарист и режиссер Паскаль Эльбе лично мне больше всего памятен участием в сериале "Без права на второй шанс", снятом по роману Харлана Кобена.

Фильмов, в которых Эльбе проявлял себя в той или иной ипостаси, много. В картине "Слышать друг друга" он выступает сразу в трех лицах. Он тут и режиссер, и сценарист, и исполнитель главной роли.

Жанр - мелодрама. Атмосфера- недорогой парфюм. В истории, к которой в этот раз подключают зрителей люди с кинокамерой, все просто, обыденно, но иногда очень невесело. В иных случаях кажется - относительно нормально, но очень уж относительно.

Главный герой фильма Антуан безуспешно пытается скрыть от окружающих тот факт, что он не слышит, не улавливает очень многое из того, что говорится ему и рядом с ним. Он теряет связь с миром. Его бросает любовница, амбициозная адвокатесса, которой мешает его, как она полагает, равнодушие, невнимание к ее особе. Но нечто новое, потаенное и очень важное открывается в нем…

Читайте также

А начинается рассказ про остроту душевного слуха и проблемы слуха физического с того, что разъяренная соседка с нижнего этажа звонит в дверь Антуана и требует прекратить терроризировать ее громким звуком будильника. Соседка груба, слов не выбирает. Ее внешний вид и лексикон мне напомнили мою нынешнюю израильскую соседку, - и сразу стало неуютно. И этот тон, и требования мне знакомы…

Вдова Клер после смерти мужа (к слову, на его похороны пришла его любовница, что не способствовало высокой и светлой печали героини) совсем растерялась. В этой роли Сандрин Киберлэн выглядит отрешенной и равнодушной ко всему. Она язвительно шутит и не позволяет никому к себе приблизиться. Но волей случая, который, как известно, правит людьми и творит драматургию человеческих судеб совершенно бесконтрольно, Антуан начинает общаться с Виолеттой, маленькой дочкой Клер.

Юная Манон Лемуан, сыгравшая Виолетту, пронзительно трогательна. Выразительна. После смерти отца девочка не произносит ни слова и страдает от ночных кошмаров. Виолетта словно выбирает Антуана себе в друзья и в спутники для мамы. Соотносит свою беду с его недугом, дарит ему рисунок - слона без ушей…

Логика в картине подчас пропадает, повествование делается рваным, сцены как будто не доиграны. Например, участие Антуана и его друга (органичный актер Франсуа Берлеан) в курсах, на которых учат читать по губам. Непонятно, как связаны эти курсы с главной сюжетной линией. Хотя, возможно, это лишь мое недопонимание. Но и конец фильма вышел, с моей точки зрения, скомканным, смятым. Хотя этот открытый финал и оставляет тонкую, исполненную шарма нотку грусти и надежды. Ну, насколько у этих людей, - да и у нас с вами - есть надежда…

Думаю, что волнение при просмотре фильма чуткий зритель непременно испытает. Этому способствует и сюжетная линия матери Антуана, у которой диагностировали болезнь Альцгеймера. И деловитый пожилой доктор сообщает ее родным, что "состояние будет ухудшаться". И чудесный момент, когда Виолетта начинает говорить. И очень реалистичные переписки-переклички сообщениями на сотовых телефонах (как без них люди жили раньше, как ловили шпионов и преступников, как работала полиция, как сообщали важные сведения?..).

Камера движется неспешно, столь же неспешно вьется нить повествования, - а потом прыжок, рывок, и кажется, что оператор, сценарист и режиссер спонтанно выхватывают, будто хирургическим пинцетом извлекают не связанные между собой сцены из течения дней и часов жизни. Дружбы и любови, отношения Антуана с сестрой и с коллегами по работе - все вроде узнаваемо, реалистично; и в то же время присутствует толика искусственности.

Есть в картине непередаваемый французский шарм. Есть очень милые эпизоды. Есть элегантность и последовательно проводимая мысль о том, что жизнь прекрасна, - по крайней мере, прекрасно всякое мгновение, пока тебе дано гулять у моря и любить.

Один момент запомнился мне особенно: девочка сидит у двери своей квартиры, ее мама спит. Антуан из лифта замечает девочку и садится рядом. Потом кормит ее, ведет с нее задушевную беседу. Мы не одиноки, пока можем кому-то помочь. Мы слышим мир. И на нашей лестнице звучат шаги соседей…

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке