Туман, изящная неуклюжесть, естественность соединения грубости и чуткости, динамика, - я бы даже сказала: искристая лаконичность (фильм длится 99 минут), простодушие абсолютно всех персонажей - вот главные внешние приметы этой поездки израильского зрителя в гости к французам.
Луи Гаррель, птенец из легендарной киносемьи (дед, родители, сестра, жена - все знаменитости!), снял фильм "Невиновный" и сыграл в нем главную роль. В российском прокате фильм был именован "По правилам и без", израильские прокатчики разумно сохранили первоисточник, и зрители нашей страны видят в афише название "Хаф мипеша". Картина вышла на широкий израильский экран.
14 июня Луи Гаррелю исполнилось 40 лет. Он знаменит, снимался у Бертолуччи, сыграл Альфреда Дрейфуса в картине Романа Полански. Поставил несколько своих вполне удачных фильмов. Обладатель престижных наград. Женат на Летиции Каста… Сценарий "Невиновного" Луи Гаррель написал вместе с Танги Гилем и Наилой Гиге.
…Все начинается с монолога, экспрессивного, горячего, который произносит весьма харизматичный Мишель. Актер Рожди Зем играет заключенного, который участвует в тюремном спектакле. Руководит этой арт-терапией и от всей полноты своей творческой натуры обучает самодеятельных актеров "полной гибели всерьез" профессиональная актриса Сильви. Которая влюблена в Мишеля. У Сильви есть сын Абель, тридцати двух лет. Он беспокоится за маму из-за ее эксцентричности и инфантилизма, и глубоко переживает свое личное горе - в автокатастрофе погибла его любимая жена.
"Игра в игру", театр, перевоплощения, святая и горькая правда обмана - это, пожалуй, одна из основных жизненных линий героев, важнейший элемент архитектоники фильма. Сюжет энергично бросает зрителей от репетиций в тюрьме к свадьбе Мишеля и Сильви, потом к сияющей в вышине, нереальной, порочной, демонически-соблазнительной афере с иранской икрой белуги (3000 евро за килограмм!)… Через ссоры и неловкое попытки достичь благородной цели преступными методами, сквозь хаос и предательство при осуществлении авантюры - в логичный провал…
В итоге Абель возьмет всю вину за преступление на себя, не выдаст сообщников. И женится в тюрьме. На Клеманс, подруге покойной жены, и которая давно к нему неравнодушна. И все окажется странно зарифмованным, резонирующим. Как это всегда, без исключения, и бывает в жизни, которая так похожа на фантасмагорию.
Читайте также
Стиль режиссуры, мышление людей, уловивших на кинокамеру всю эту беготню, стрельбу, перепалки, энергетические взрывы - схож с созданием букета из экзотических цветов. Таких, какие Сильви и Мишель собираются продавать в своем магазине-бутике. Камера фиксирует любовную сцену на фоне огромного аквариума (в него, к слову, спрятали и коробки с икрой, которая без холода испортится), и задыхающееся, со сбитым ритмом, работающее на снижение пафоса момента объяснение влюбленной пары в туалете… И все эти нелепости, нервные срывы, абсурдные попытки взлететь к сиянию успеха и богатства. И разочарование - глобальное, возвращающее горемычных авантюристов на грешную и подчиненную стандартизированным критериям общественного порядка землю. И внимательный, не очень осмысленный взгляд толстенького, комичного дальнобойщика, который любит поесть и ни за что не готов изменить своим устоявшимся привычкам…
В картине многое оказывается данью эстетике кино "новой волны". Изящество, неистовая жизненная сила, доверительная, сумбурная, очень личная интонация в рассказе о происходящем в тени - без пафоса и громких слов; этим фильм несомненно очаровывает. Поэтичная неожиданная картинка: Абель и Клеманс, безбашенная, эксцентричная, не очень соответствующая нормам морали, идут по линии серого светло-темного горизонта. И говорят, говорят, ссорятся. А фон заволакивает туманом. Почему-то мне это напомнило свет и стиль анимации великого Норштейна. Два маленьких человечка в туманном мире…
Простота - в ней сила "Невинного". Все естественно. И диалоги, и костюмы. Это подлинная, не изуродованная стремлением обернуться глубокомыслием, новациями, менторством, поисками невозможного идеала искренность, и она служит чудесной приметой картины Луи Гарреля.
Тренируя Абеля перед осуществлением плана ограбления, проводя с ним уроки актерского мастерства, определяя задачу, Мишель спрашивает: "Что привлекает людей? На что они хотят смотреть? На страдания других!". В букете многочисленных достоинств "Невиновного" есть и это - немного эгоистичная, но в целом вполне безобидная и человечная возможность утешиться, успокоиться, наблюдая жизнь других. Таких же невезучих и не обласканных судьбой…