Zahav.СалатZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+19
Иерусалим
+25+15

Салат

А
А

Хрустальный колокольчик, или Миры Ильи Демуцкого

Аудитория наконец-то дождалась его на израильской концертной сцене. Уверена: концерт будет незабываемым! Вот наш с ним разговор.

01.07.2023
Илья Демуцкий. Фото: Мария Астахова

…Невская вода, то свинцовая, то зеленая, течет себе в гранитных одеждах, несет память, и вдохновение, и музыку. В городе на Неве, в загадочном и царственном Петербурге всегда жива собственная музыкальная атмосфера. Своя интонация.

Илья Демуцкий - совсем еще молодой и очень востребованный композитор, - родом с этих музыкальных берегов. Смело могу назвать его уникальным архитектором музыки - живой и животворящей духовной субстанции.

7 июля в программе израильского многоцветного, всегда оригинального фестиваля "Jaffa Fest" прозвучит музыка этого замечательного мастера: сюиты из балетов "Шанель", "Анна Каренина", "Нуреев". Исполнять их будет симфонический оркестр Раананы, за дирижерским пультом - Омер Меир Вельбер.

Илья Демуцкий - человек-сенсация. Это признают даже самые строгие музыкальные критики. Он - автор очень значительного количества прекрасных музыкальных произведений; можно сказать, создатель широкомасштабной музыкальной державы. Балеты и опера, духовная музыка и работы для кино, и музыка для грандиозных спортивных мероприятий. А ведь композитору всего сорок лет…

На сцене "Гешера" идет спектакль по единственной пьесе израильского классика Меира Шалева "В гостях у предков" в постановке Амита Эпштейна. Музыку к этой истории про еврейских праотцев написал Илья Демуцкий. Там есть одна тема - "Лестница Якова", которая (как мне рассказали очевидцы!) вызывает восхищенные слезы даже у тех зрителей, кто ничего до спектакля не знал о Якове, о его борьбе и его лестнице. Музыкальная роскошь и чувственный надрыв в "Анне Карениной", ориентальная цветистость образа черкешенки Бэлы в балете "Герой нашего времени", необычная и непривычная вдохновенная гармоничность оперы "Черный квадрат", эстетская утонченность и эксцентричность "Нуреева"…Скользкий шелк звучания Габриэль Шанель…

Илья Демуцкий умеет выразить музыкой все. Кротость, сосредоточенность и горделивую аскезу духовного песнопения - и настроение острого и тревожного документального кино Сергея Мирошниченко. Он умеет найти концептуальную и при этом оригинальную самостоятельную тему для спектакля или фильма Кирилла Серебренникова...

Читайте также

Теперь израильским меломанам выпало право и привилегия услышать концертную программу с живой музыкой Ильи Демуцкого в трактовке неистового, задорного дирижера Омера Меира Вельбера. Этот дирижер зарекомендовал себя на мировых сценах столь же ярко, как и композитор. По сути, предстоящий концерт объединяет двух вундеркиндов, двух одаренных мастеров, для которых, кажется, в искусстве нет преград. А космос, который их роднит - гармония музыки, великое мастерство созвучий.

Илья Демуцкий - протуберанец музыкального солнца, яркая комета на небосклоне современной культуры, цветущая ветвь мирового композиторского искусства. Аудитория наконец-то дождалась его на израильской концертной сцене. Уверена: концерт будет незабываемым!

Вот наш с ним разговор.

- Уважаемый Илья, наверное, мир дома, пространство города, двора, детские впечатления - это и есть колыбель таланта. Какой была эта колыбель у вас?

- Я родился в большой семье. В ней пятеро сестер и братьев. Я в самой серединке, третий. Папа - моряк, всю жизнь ходил в море. Мама работала аудитором, бухгалтером на крупных предприятиях. Она была сторонницей всестороннего развития для детей - и всех нас побудила учиться музыке, приобщила к искусству. Брат занимался на виолончели, я - на скрипке, сестра пошла в балетную студию.

В нашем доме по моему настоянию - уж и не знаю, как я сумел убедить родителей, что это необходимо! - появилось пианино "Красный октябрь". Помню, как я подошел к нему: был почти уверен, что извлеку божественные звуки - и испытал разочарование. Понял, что нужно учиться. Возможно, это разочарование и досада меня подтолкнули… Потом профессор, композитор, мой дорогой учитель Игорь Рогалев взял меня в экспериментальный класс, в который он собрал несколько перспективных детей, чтобы обучить их композиции.

- Фортепиано стало в итоге вашим другом?

- Разумеется! На этом инструменте я постигал логику композиции; первые свои вещи сочинил для этого инструмента. Ну и, поскольку я много пел в хоре, - учился в Хоровом училище имени Глинки, - голос, звучание хора тоже для меня родные. Через это звучание, как через прекрасные волшебные ворота¸ я входил в мир музыки.

- Вы имеете счастливый и интересный опыт солиста хора, знаете успех и чувство власти над залом…

- Прежде всего, это был колоссальный музыкальный опыт. Мы получали обширные знания - поскольку знакомились в хоре с мировыми сокровищами хоровой музыки. От средневековых произведений, сложнейших мотетов Баха, до музыки современной. У меня был красивый голос, и я много солировал. К примеру, в "Чичестерских псалмах" Леонарда Бернстайна. Бывали незабываемые гастроли¸ концерты на самых разных сценах. За пение я получил свои первые награды - японский музыкальный центр и хрустальный колокольчик.

- Ребенок, занятый музыкой? Парнишка, которому надо многое успеть? Каким по характеру был Илья Демуцкий в школьные годы?

- Очень тихим. Неагрессивным. Закрытым. Отличником…

- А когда поехали учиться в Сан-Франциско, стали менее тихим?

- Да! Этот такой особый город, у него даже в очень разнообразной Америке - свое, не общее выражение лица. Индивидуальный стиль. Он мне очень подошел, и раскрыл во мне нечто новое.

- Если следить за вашей карьерой, следовать за музыкальной биографией шаг за шагом, можно сказать, что вы - баловень судьбы, удачливый человек. Это так?

- Я всегда не слишком пристально взвешивал свои удачи и достижения. Знаю, что нельзя ждать милости от воображаемой дамы по имени Вдохновение. Надо просто работать, много трудиться. Труд призовет мысль, создаст почву для озарения.

- Самое дорогое для вас, самое любимое сочинение?

- Все они по-своему дороги. Это же мои дети. Иногда слушаю свои прежние вещи - и удивляюсь. Слушаю как-то отстраненно. Будто и не я написал… А самое дорогое и важное - последнее, то, что сейчас в работе.

- Как сложилось ваше сотрудничество с театром "Гешер", с фестивалем "Jaffa Fest"?

- Можно сказать, что за это я должен поблагодарить двоих невероятных творческих людей: директора "Гешера" Лену Крейндлину, талантливую и смелую, которая чутко и отважно пошла на эксперимент, решилась на этот опыт, и своего продюсера Виталия Виленского, который умеет совершить и осуществить то, чего не сумеет никто другой. Создание чудес - это про него…

- Перебирая ваших героев, я замечаю, что это в большинстве случаев героини. В центре вашей Вселенной - женщины. Анна Каренина, Габриэль Шанель, княжна Мери, черкешенка Бэла… Случай так сформировал направленность, или это сознательный, продиктованный логикой и эстетическими предпочтениями подход?

- Интересно, что вы это заметили. Я об этом не задумывался. Но поскольку это неоспоримый факт¸ вероятно, так и было суждено. Так все и движется… Женские образы насыщены для меня особым эмоциональным содержанием, в них всегда заключено много экспрессии, чувства, сердечных порывов.

- Где вы живете? Где лучше всего вам работается?

- Живу в мире. В мире и работаю. Лучше работается в Петербурге или, например, в Ницце. Не очень-то мне подходят Москва или Нью-Йорк. Шум и суета мешают душевному спокойствию. А мне - как фон, как атмосфера - больше всего подходит тишина. Звуки рождаются в тишине…

- А где находится дом, от которого у вас есть ключ?

- На Лазурном берегу…

- В 2023-м году, в апреле вам исполнилось 40 лет. Какой самый трогательный, самый драгоценный для вас подарок был вручен вам в этот день?

- Я не очень увлечен материальными, обычными земными вещами. Мне было очень тепло и радостно, что я смог в свой день рождения собрать в Ницце круг самых дорогих и важных для меня людей - это никогда не изгладится из памяти.

- Ваша семья, ваши близкие являются почитателями вашего таланта?

- Мама всегда посещает мои премьеры. Она не из тех мам, которые умиляются всему, что их дети делают. Она и критикует, и высказывает свои замечания. Но знаю, что она гордится мною. И я ощущаю ее поддержку и сердечное тепло.

- Вы уже бывали в Израиле?

- Два раза. Недолго; в сумме получилось лишь несколько дней. В связи с постановкой спектакля, к которому я написал музыку. Мне понравился Тель-Авив. Этот город также относится к тем, в которых я мог бы работать. Теперь, когда приеду на свой авторский концерт, хочу доехать до Иерусалима.

- Что вам у нас показалось интересным?

- Очень многое. Мне нравится еда. Воздух. Море. Общий колорит. Ритм, совершенно особенный, неповторимый.

- О чем вы мечтаете?

- Сейчас я больше всего хочу, чтобы не болела мама. Чтобы у всех хороших людей все было хорошо. Чтобы я мог продолжать делать то, что, как мне кажется, я умею и очень хочу делать.

Скачут наездники под упругие аккорды пляски-поединка в "Анне Карениной". Раздольно, полнокровно и напряженно течет "река жизни" в фильме про писателя Валентина Распутина. Остро, тревожно и сдержанно бьется пульс мелодии в "Рожденных в СССР" - фильме Сергея Мирошниченко. Ну, а "лестница Якова" - совсем близка к Израилю, и так трогательна, будто этот молодой талантливый ее автор впитал мудрость древней книги, сплетающей воедино землю, небеса и душу человека…

Илья Демуцкий приедет в нашу страну, привезет свою музыку, поделится струнами души. Идти на концерт - непременно!

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке