Zahav.СалатZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+25+19
Иерусалим
+25+16

Салат

А
А

Правда ли, что Достоевский был педофилом?

Распространен слух, что русский классик испытывал сексуальное влечение к маленьким девочкам. Мы решили проверить, насколько обоснованны подобные обвинения.

Илья Гончаров
11.07.2023
Источник:Проверено
Фото: Wikipedia

В последние годы одним из основных популяризаторов точки зрения, что Достоевского привлекали несовершеннолетние, стал публицист Александр Невзоров. Например, 30 июня 2023 года в своем Telegram-канале он сообщил, что РПЦ якобы предложила "изъять из продажи" игрушки в виде героев американских комиксов и заменить их "фигурками Суворова и Достоевского". Хотя РПЦ не выдвигала подобной инициативы, а лишь в лице главы Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды поддержала идею Ассоциации производителей детских товаров и услуг о создании игрушек, "пропагандирующих многодетность", Невзоров прокомментировал новость так: "Игрушка "Достоевский" будет неполной без прилагающегося к ней комплекта маленьких крестьянских девочек в легко снимающихся сарафанчиках. Ведь Достоевский ох как любил заказать себе в баньку для срамных утех "малышку-крестьянку лет пяти-семи"". Пост публициста набрал к моменту написания этого разбора более 574 000 просмотров.

Невзоров не впервые заявляет о педофилии классика русской литературы. Так, в конце 2017 года в ролике на своем YouTube-канале он комментировал новость о том, что Достоевского предложили причислить к лику святых (соответствующие сообщения СМИ за тот период "Проверено" обнаружить не удалось). "Иконописный образ нового святого, несомненно, станет хитом. Пророка Федора можно изобразить нагим в парилке с голенькой крестьянской девочкой десяти лет, доставленной туда для его банных забав", - рассуждает публицист на видео, набравшем 265 000 просмотров. В 2013 году в статье для "Московского комсомольца" Невзоров писал о "маленьких крестьянских девочках, которых генератору православной духовности (Достоевскому. - Прим. ред.) возили в баню для педофильских забав".

Во всех трех случаях (хотя ими список подобных заявлений Невзорова не ограничивается) публицист ссылается на письмо Страхова; в недавнем посте в Telegram и в статье для "Московского комсомольца" уточняется, что это биограф Достоевского, а письмо было отправлено Льву Толстому в 1883 году.

Что рассказывалось в письме Страхова?

Письмо публициста Николая Страхова к Толстому, в котором сообщалось о якобы педофильских наклонностях Достоевского, действительно существует. Автор при этом ссылается на другого современника - историка литературы и профессора Дерптского университета Павла Висковатова. "Его (Достоевского. - Прим. ред.) тянуло к пакостям, и он хвалился ими. Висковатов стал мне рассказывать, как он похвалялся, что соблудил в бане с маленькой девочкой, которую привела ему гувернантка", - писал Страхов. Никаких других подробностей (и уж тем более доказательств) порочных предпочтений писателя в тексте не содержалось.

Это письмо было написано в 1883 году, а впервые опубликовано в журнале "Современный мир" только в 1913-м, спустя три года после смерти Толстого и 17 лет после смерти Страхова.

Что говорят биографы и литературоведы?

Большинство исследователей, занимавшихся этой историей, склонны считать ее не соответствующей действительности.

Первой рьяной защитницей честного имени писателя стала его вдова Анна Достоевская. В 1914 году она писала племяннику своего мужа: "Я никак не могу избавиться от того гнетущего состояния, в которое меня повергла клевета Страхова, это сделалось каким-то для меня кошмаром". Позднее в своих воспоминаниях Достоевская рассуждала: "Если бы Николай Николаевич был жив, я, несмотря на мои преклонные годы, немедленно бы отправилась к нему и ударила бы его по лицу за эту низость".

По инициативе вдовы писателя в 1914 году было составлено и опубликовано открытое письмо, подписанное многими известными людьми того времени, в защиту поруганного имени писателя.

Историю о растлении малолетней девочки называл вымыслом литературовед, почетный президент Международного общества Достоевского Владимир Захаров. "И "слухи", и "анекдоты" не состоятельны, они не выдерживают критической проверки фактами. Это заурядная клевета литературных врагов и недругов Достоевского", - писал он в своей работе "Проблемы изучения Достоевского", опубликованной в 1978 году.

Писатель и литературовед Игорь Волгин в книге "Родиться в России" (1991), посвященной жизни и творчеству Достоевского, также называет историю о сексуальном контакте с маленькой девочкой оговором. "Стыдливо ликующая молва обвинит его в растлении малолетней. Деяние Николая Ставрогина, остававшееся для широкой публики неизвестным (этот эпизод Достоевского вынудят исключить из "Бесов"), будет вменено автору. Русским писателям не привыкать к оговорам. Но подобной мерзости, кажется, не удостаивался еще никто из них", - писал Волгин.

Поэт и литературный критик Лев Оборин в 2016 году писал об этой истории как о лживой в своей колонке на портале The Question. В частности, он обратил внимание на то, что Висковатов, якобы рассказавший Страхову о пристрастиях Достоевского, не был сколько-нибудь близким знакомым писателя.

Недостоверной историю о Достоевском-педофиле считает и Сергей Кибальник, литературовед и профессор СПбГУ. В 2018 году он опубликовал статью под названием "К разгадке одной писательской диффамации: почему Н. Н. Страхов оклеветал Достоевского?", в которой предположил, что Страхов затаил обиду на Достоевского из-за того, что узнал себя в Ракитине - не самом приятном персонаже романа "Братья Карамазовы".

Филолог, главный научный сотрудник Института мировой литературы РАН Лия Розенблюм предполагала, что Страхов, который после смерти Достоевского в 1881 году разбирал его архив для подготовки собрания сочинений, мог обнаружить в записной книжке писателя весьма негативный отзыв о себе. Понимая, что эта запись, как и переписка Толстого, в будущем будет опубликована, критик решился на "долгосрочную диверсию", допускает исследовательница. В итоге записную книжку опубликовали только в 1970-х годах, и более полувека считалось, что у Страхова не было мотива клеветать на Достоевского.

Обвинял ли Достоевского кто-либо еще из современников, помимо Страхова?

Помимо "страховской" версии происхождения слуха существует еще и "тургеневская". О ней писали, например, упомянутый выше Владимир Захаров и исследователь биографии Достоевского Виталий Свинцов. Оба считали историю о растлении девочки вымыслом, но пытались разобраться в том, по каким причинам она появилась на свет.

Вот что говорится в статье Свинцова "Достоевский и ставрогинский грех" (1995): "Слух о том, что ставрогинский сюжет для Достоевского биографичен, возник еще при его жизни. Одним из первоисточников слуха стал Тургенев. Он рассказывал, что Достоевский сам признался ему в растлении девочки. Обрастая подробностями, слух какое-то время существовал в виде окололитературного фольклора, не выходившего за пределы узкого круга. Его первый прорыв в печать относится, видимо, к 1908 году. Несколько петербургских периодических изданий ("Петербургская газета", "Русское слово", "Русь"), обсудив попавший в поле их зрения сенсационный материал, расценили его как сплетню. Казалось, что слух о ставрогинском грехе Достоевского будет навсегда забыт. Однако в 1913 году эта история получила продолжение".

Тут стоит отметить, что ни Свинцов, ни до него Захаров не цитируют самого Тургенева (похоже, он в письменном виде заявления о педофилии коллеги не оставил), а опять-таки ссылаются на пересказы третьих лиц, что делает "тургеневскую" версию еще менее надежной, чем "страховская".

"Вражда особенно обострилась после написания "Бесов", где в образе жалкого Кармазинова легко угадывался Тургенев. По мнению Захарова, распространение слуха о ставрогинском грехе Достоевского и стало чем-то вроде ответного удара Тургенева. Вероятно, Тургенев неоднократно и в разных вариантах рассказывал о самопризнании Достоевского. Один из таких рассказов в деталях воспроизведен в мемуарах [писателя, журналиста и критика Иеронима] Ясинского, считавшего, что Достоевский сам виноват в циркуляции слухов о своем "сластобесии"", - писал Свинцов.

Кто еще верил в подлинность этой истории?

О растлении малолетней девочки как о возможном факте биографии Достоевского вскользь высказывался Зигмунд Фрейд в статье "Достоевский и отцеубийство" (1928): "Возникает вопрос - откуда приходит соблазн причисления Достоевского к преступникам? Ответ: из-за выбора его сюжетов, это преимущественно насильники, убийцы, эгоцентрические характеры, что свидетельствует о существовании таких склонностей в его внутреннем мире, а также из-за некоторых фактов его жизни: страсти его к азартным играм, может быть, сексуального растления незрелой девочки".

Кроме того, Сергей Кибальник в упомянутой выше статье писал о "многих философах и писателях, которые поверили этой клевете", включая Льва Шестова и Виктора Ерофеева.

***
Таким образом, история о Достоевском-педофиле основана на двух весьма ненадежных свидетельствах.

Первое из них - заявление публициста Страхова, ссылавшегося на устный рассказ историка литературы Висковатова, и ничем, кроме этого, не подкрепленное.

Второе - слухи, которые ходили в окололитературных кругах еще при жизни Достоевского и упоминания о которых дошли до наших дней благодаря дотошным исследователям (они, в свою очередь, этим слухам последовательно не верили).

У литературоведов есть множество версий, какие именно причины вызвали эти толки: называют и личную неприязнь Страхова и Тургенева, и излишне натуралистические описания "ставрогинского греха" в "Бесах", и возможные собственные устные заявления писателя, вызванные то ли желанием эпатировать, то ли вживанием автора в личность своего персонажа.

Что же касается реального преступления, консенсусная оценка литературоведческого сообщества вот уже много десятилетий заключается в том, что история о растлении Достоевским малолетней девочки недостоверна.

Кстати, ни в "страховской", ни в "тургеневской" версии не упоминается возраст предполагаемой жертвы Достоевского. Судя по всему, Невзоров, написавший в своей недавней публикации про "малышку-крестьянку лет пяти-семи", а ранее говоривший о "крестьянской девочке десяти лет", эти цифры просто сочинил.

Читайте также

Фото: ShutterStock
Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке