Zahav.СалатZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+19+9
Иерусалим
+14+6

Салат

А
А

Пляска святого Себастьяна

Премьера израильского "Реквиема" излилась потоком света, эмблематичной пластики и провокативной эстетики в поистине тревожные дни. За стенами оперного театра разворачивалась своя сложная драматургия.

19.07.2023
Фото: Йоси Цвекер

То виден, то сокрыт стежок, То в жизнь, то в смерть перебегая...

Владислав Ходасевич

…Белые бесполые существа окружают зябнущего, горделивого, одинокого человека. Одного, без ангелов. Похожего сразу на всех святых, мучеников, нищих Гвидо Рени, Кранаха, Караваджо, Хусепе де Риберы… Тело, почти обнаженное, прекрасное, беззащитное - под сияющими арками, которые так торжественно и бесчувственно движутся, замирают, остаются на сетчатке глаза…

"Реквием". Самое мистическое, грандиозное и благословенное творение Моцарта. Хор и оркестр, дирижер и создатели пластических новелл, многозначных, но лаконичных. Движение осуществляют скорее мимы, чем танцовщики. Протагонисты. Собирательные метафорические существа. Концентрирующие загадки этого театрального полотна. Синтетического спектакля. Того, который под конец сезона нам показали в Израильской опере.

Этот "Реквием" - вызов, смелая фантазия, эксцентричная аллюзия. Авторы идеи Ширит Ли Вайс и Надав Барнеа, дирижер Карл-Хайнц Штеффенс, хореограф Ариэль Н. Вольф, художник по костюмам Уля Шевцова…

Они - создатели, родители. Коллектив рискующих, умеющих удивить, не опасающихся идти опасными тропами… По замыслу творцов, свет и тьма связаны, порождают друг друга, смерть и жизнь - части великого цикла. Той фантасмагории, которая предпослана, дана всему живому. И еще. Истинное стремление к Богу есть свет. А отсутствие такового, нежелание постичь - тьма… В какие-то моменты высокая патетика музыки, трагичность отступали - и мне (а я сама себе референтная группа, сама себе эхолокатор…) становилось жизнерадостнее на душе. Отступали боль и пустота. Страх и тени бежали прочь от огненных сполохов, от острого ощущения светлого таинства жизни. Даже от "Пьеты", которая вопрошала, волновала перекличкой с Микеланджело. И от гибели героя, которого драпировали тусклым золотом ткани. И с тем алым световым аккордом, остановившим течение движения и звучания…

Меня не убедили солисты, этот квартет, растворенный в волнах света, репликах литургии. И хор (руководитель Итай Беркович) местами был грубоват, неоднороден, ему не хватало тонкости нюансов, слаженности, стройности (то же мне мешало и в "Трубадуре"…). Симфонический оркестр Ришон ле-Циона (в нашей моцартовской истории он живет и творит под руководством Карл-Хайнца Штеффенса) многократно звучал в других проектах лучше. Хотя - и это нельзя не признать! - были эпизоды и в "Реквиеме", когда мороз шел по спине, погружая в волшебный, ни с чем не сравнимый трепет оркестрового дыхания. Режиссура спектакля- молитвы смелая, даже озорная. Есть намек на сарказм, на нечто почти глумливое, почти в стиле Лео Таксиля… Но снова ввинчивается в канонический текст и обрушивающуюся на сердце красоту Моцарта тело. И цитаты-реминисценции из живописи, все эти святые Себастьяны, Адамы из знаменитых картин, все намеки, загадки, Данте, белые одежды то ли инопланетян, то ли божьих работников впечатляют. Меня - впечатлили. Тут должна сказать, что эти заметки не претендуют ни на исследовательскую полноту, ни на истину в последней инстанции. Искусство - область неограниченных трактовок. Глубоко личного оценочного спектра. Кого-то коробит обнаженное тело и уход от "бронзы многопудья", от благоговения перед именем сверхъестественного гения Моцарта. Но именно в этом уходе, во всяком подобном эксперименте есть та животворящая мысль, тот взмах крыльев, который позволяет искусству развиваться. "Черный квадрат" - не великое творение живописи, но манифест и новая веха. Творцы "квадратов" необходимы в той же мере, что и адепты традиций.

…Премьера израильского "Реквиема" излилась потоком света, эмблематичной пластики и провокативной эстетики в поистине тревожные дни. За стенами оперного театра разворачивалась своя сложная драматургия. После завершения спектакля творческая группа вышла на сцену с государственными флагами. И я не хочу, не буду спорить с теми, кто был этим недоволен в зале или с теми, кто ощущает дискомфорт сейчас, когда читает этот текст.

"Реквием" продлится по 23 июля. Причем 22 и 23 июля будет по два представления. Совершенно реально увидеть это, прожить и составить собственное мнение… Моцарта и света вам, любители музыки!

Фото: Йоси Цвекер

Читайте также

Моцарт. "Реквием"

Дирижер постановки - Карл-Хайнц Штеффенс
Постановщики - Надав Барнеа и Ширит Ли-Вайс
Сценограф - Адам Келлер
Художница по костюмам - Ола Шевцов
Постановщик движения - Ариэль Н. Волк
Хор Израильской Оперы под управлением Итая Берковича
Израильский симфонический оркестр Ришон ле-Циона
Солисты - Таль Ганор, Анат Чарни, Эйтан Дрори, Одед Райх

Даты:

Среда | 19.07.2023 | 20:00
Пятница | 21.07.2023 | 13:00
Суббота | 22.07.2023 | 18:00 (Дополнительный спектакль)
Суббота | 22.07.2023 | 21:00
Воскресенье | 23.07.2023 | 18:00
Воскресенье | 23.07.2023 | 21:00 (Дополнительный спектакль)

За час до начала каждого представления в зале проходит вступительная лекция, продолжительность - около получаса, вход на лекцию для обладателей билетов в этот вечер бесплатный.

Исполнение на латинском, титры на иврите и английском.

Для заказа билетов: 03-6927777 или "Браво"

Оперный театр Тель-Авива имени Шломо Лахата, бульвар Шауль ха-Мелех 19,

Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке