Zahav.СалатZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+35+18
Иерусалим
+31+20

Салат

А
А

Женщина. История. Родина

Эти строчки - только отсвет, эхо переживаний, которые постигли меня в темном зале "Синема-сити", на премьере.

22.08.2023
Фото: Getty Images / Paul Best

Израильтянин, живущий и работающий в США, обладатель премии "Оскар" 2019 года за лучший короткометражный фильм и двух "Хрустальных медведей" кинофестивалей в Берлине, Гай Натив снял картину, которая называется "Голда. Судный день" ("Golda"). Фильм о войне, об Израиле. О женщине, которая оказалась в центре драматичной ситуации, когда враги пытались затянуть страшный узел на шее молодой еврейской страны.

Фильм о еврейке, израильтянке, премьер-министре Голде Меир выходит на экраны кинотеатров нашей страны. Я его посмотрела - и пишу свои, очень личные заметки. Некоторые критики из престижных европейских и американских изданий уже высказали свое мнение об этой картине. Высказались также и отдельные российские журналисты. Но обо всех этих мнениях рассуждать совсем не интересно. Уж слишком мне смешны упреки в странностях (или великолепии, или тяжеловесности) грима. А также в том, что исполнительница роли Голды Меир - актриса Хелен Миррен неправильно играет, или играет не то, или не так, как этим критикам бы хотелось.

Тандем сценариста Николаса Мартина и режиссера Гая Натива сумел вместить огромный исторический пласт и нравственный, гуманный посыл в фильм, который длится менее двух часов. И сделано это мощно и мудро. В материале, плотно спрессованном, поданном и критически, и с пиететом, а также с той мерой патриотизма, которая не выглядит фальшивой, - отразилась судьба Израиля. И хотя в кадре ни разу не появляются толпы народа, нет постановочных картин сражений, - зрительный зал ощущает историческое время и проникается надеждами и чаяниями, ритмом и подлинным дыханием страны. Ее радостями и болью, страхами и трагедиями. И видны ошибки, и халатность некоторых чиновников, за которые всем народом уплачена высокая цена. И подвиги одних, - которые, как много раз уже бывало доказано, есть исправление тупости или головотяпства других граждан, к честной работе не способных.

Моше Даян (его играет Рами Ойбергер) вовремя не отреагировал так, как следовало бы, на сообщения разведки. А потом трясся и цепенел в вертолете. Мне показалось, что в фильме этот герой все же постиг ужас происходящего, - и отрешился от мелкого и эгоистичного страха за себя, за свой пост…

Ариэль Шарон появляется только в одной сцене, - но как точно, без нажима и рисовки, актер Охад Кноллер передает силу, харизму, быстроту ума этого воина и человека. Голда в фильме предсказала ему, что он в свое время станет главой правительства - но это, как правило, добавила она, заканчивается печально…

Давид (Дадо) Элазар, каким его воплощает Лиор Ашкенази - сложный характер, но не супергерой. Он далеко не все знает и понимает, подчас чувствует себя измученным и ошибающимся. Пост начальника Генштаба наделил его высоким ощущением ответственности; и до конца своей недолгой жизни он так и не смог себе простить число жертв этой страшной войны.

Машинистка Шир - скромная, тихая, с глубокой затаенной жизнью души. Исполнительная и милая. Актриса Элли Пирси не играет, она становится Шир, проходит ее путь, проживает ее катастрофу. Пронзительно и деликатно передает актриса чувства женщины, материнское горе, безграничность потери.

Лу Каддар - помощница, подруга, человек, который почти всегда рядом с Голдой. Умеет быть полезной, не растеряться, не сдаваться даже в самых трудных ситуациях. Француженка Камиль Коттен (как же она хороша в сериале "Десять процентов"!) абсолютно естественна в этой роли; она словно обрамляет, оттеняет образ и характер Голды. Ее присутствие, ее органичность добавляет точные психологические краски картине.

Генри Киссинджер. Он - важная персона в мировой системе политики, войн и дипломатии; знаток уступок и требований в этом безумном мире, играющем не по правилам. Политик, который оказывает влияние, но при этом и манипулирует людьми, неуклонно действуя с позиций силы. Авторитарный и изворотливый. В фильме его воплотил Лив Шрайбер, знаменитый актер, режиссер и продюсер, обладатель бесчисленных кинонаград самого высокого ранга. Он играет лаконично и значительно. Кажется, будто от него веет с экрана дорогим парфюмом, изысканной дипломатичностью в стиле Талейрана, и железной волей.

Цви Замир - глава Моссада. Он с горечью осознает, что невозможно достучаться до того, кто не желает слышать. Его усилия оказались тщетными; а ведь агенты Моссада, авторитетные и высокопоставленные, предупреждали о возможном нападении. Отсутствие понимания со стороны руководства страны делают эту историческую личность трагичной. Ротем Кейнан в этой роли, на сравнительно небольшом материале, просто врезается в зрительскую память. Созданный им образ звучит в фильме тревожной и сильной нотой. Я всегда буду на стороне этого артиста, всегда буду восхищаться его силой и многогранностью в фильме "Кто боится злого волка". Но и в "Голде" он запоминается.

Вообще следует отдельно отметить кастинг, собравший замечательный коллектив актеров, - международный, поистине звездный состав. Заметна особая его уравновешенность и слаженность. Атмосфера содружества.

Документальных кадров в фильме сравнительно немного. Но они дополняют, достраивают и связывают - как это ни странно! - прожитые страницы истории с днем сегодняшним. Будто говорят современным зрителям: "Извлеките же уроки из прошлого! Как можно быть такими бездумными?.."

А теперь о Голде. Хелен Миррен, безусловно, лучший и самый точный режиссерский выбор актрисы на роль Голды Меир. Ее умение думать в кадре, передавать тонкие психологические нюансы, глазами и поворотом головы вырисовать психологическое состояние - это мастерство самой высокой пробы. Ее понимание сути характера женщины-лидера, одинокой, внешне несгибаемой, но внутренне сомневающейся и тяжело переживающей и беды всего народа, и беды отдельного человека, - трогают и убеждают. Муки больной раком, тяжесть принятия решений, груз ответственности и высокая печаль этой женщины не могут не взволновать. Хотя - и я это понимаю! - фильм все же не все зрители поймут и примут. Почему? Прежде всего, потому что любой, даже самый великий фильм принимают не все. Его реалии, его гуманистический и исторический смысл найдут больший отклик в сердцах израильтян.

Дым сигарет, как туман, как потемки судьбы-злодейки, стоит над рабочим столом. Птицы, черной стаей падающие в какой-то инфернальный провал. Гробы, накрытые бело-голубым полотнищем. Мертвые птицы. Много птиц. Выразительная, жестокая метафора…Женщина, седая, с усталыми глазами. В чем она ошибалась? В чем ошиблись те, кто пришел после нее? И стук, ритм, шаги в безмолвии. И выходящим из зала бывает трудно произнести хоть слово. Надо все обдумать, вздохнуть.

Я очень рекомендую, - нет, я очень прошу: посмотрите этот фильм. И как бы вы его ни приняли - пусть он в вашей жизни произойдет. Посмотрите "Golda". Обязательно!

Читайте также

Фото: Wikipedia
Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке