Zahav.СалатZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+19
Иерусалим
+25+15

Салат

А
А

Религиозные войны: письмо из плена

У нас бои идут - патронов не жалеют. Им не обломилось и теперь в округе полно "тив-таамчиков" поменьше. "Мания" присоседилась, "Русские деликатесы" и всякие мелкие некошерные русские лавки.

03.10.2023
Фото: Getty Images / David Silverman

Вчера заглянул в окно и возрадовался. На стоянке соседнего дома обнаружилась скромная сукка, скажете, экая невидаль в еврейской стране!

(Для своих иностранных читателей поясню: Это шалаш, устанавливаемый на праздник Суккот в ритуальных целях, дабы каждый год не забывали в каких стесненных жилищных условиях мы обитали, когда 40 лет блуждали по пустыне и чтобы евреи не возгордились в своих пентхаусах).

Так откуда восторг? Понимаете, мы уже 23 года живем в светском районе на границе Рамат-Гана и Гиватаима. Это такой пригород вольного Тель-Авива. Когда мы здесь поселились, этих сооружений было больше. Чуть ли не в каждом многоквартирном доме, на балконе или на участке - прилегающем дворике.

Я воскресный папа, а мои близнецы в садиковском возрасте потребовали у своей мамы сукку. Крохотную, детскую, потому что у всех детей в группе были. И это четверть века назад в светском Ариэле. Приехал, посмотрел, как они там с аппетитом скребут ложками, и умилился. (Накормить их было сложно).

Третьего дня мы с женой, как всегда в последние годы, проводили тест. По дороге в бассейн пытались углядеть хотя бы одну сукку. (Это наша улочка, половина Сдерота Иерушалаим, большая часть длиннющего бульвара Бен-Гурион и еще кусок улицы Ицхака Рабина до выезда на трассу).

Мы уже отчаялись и решили, что ближайшая от нас установлена на балконе полкового рава русской прессы Давида Шехтера в городе Ришон-ле-Ционе, он 33 года тщетно пытается наставить меня на путь истинный.

И уже к концу дороги одна сукка, довольно неказистая, нам на глаза попалась.

Я бытописатель, что вижу, то пою, никаких выводов не делаю, потому что читатель всегда умнее и глубже. И вообще, как тот хомяк из мультфильма, живу в поле и никакого леса, то бишь Бней-Брака или Иерусалима, не знаю.

Но, объясните мне, как при таком росте рождаемости в ультраортодоксальном секторе отдельные анклавы становятся демонстративно светскими. (Процент русских у нас совсем не критичный. Здесь вам не Ашдод!)

Лидер партии "Дегель ха-Тора", председатель финансовой комиссии Кнессета рав Гафни объяснил мне недавно, что "Мы находимся в центре религиозной войны".

Считайте, что я эту маляву на волю из плена пишу.

Религиозные войны, или бои местного значения в Рамат-Гане давно наблюдаю. На Бялик - нашей улице Ленина есть площадь с памятником писателю, где прямо напротив главной синагоги свиноеды вознамерились было построить большой "Тив-Таам". Им не обломилось и теперь в округе полно "тив-таамчиков" поменьше. "Мания" присоседилась, "Русские деликатесы" и всякие мелкие некошерные русские лавки.

У нас бои идут - патронов не жалеют. Одно время ультраортодоксы бойкотировали сеть AM:PM. Стекла им били, разве что над продавцами не глумились. И был достигнут компромисс: сеть работает по шабатам и праздникам, но на смену некошерной продукции "Мизра" пришла такая колбаса, что о ней без слез не расскажешь. Там теперь все кошерное.

На вышеупомянутой мной площади были и есть кафе, где 20 лет назад по субботам баловались жидким кофейком и пирожными старички и старушки из небедных окрестных домов престарелых. Новый состав горсовета эту недопустимую вольность прекратил и теперь старички в своих колясках жадно всматриваются напротив в соседний свободный Гиватаим, но тех, у кого есть филиппинские помощники, туда с ветерком доставляют.

По субботам у нас повсеместно работают ночные лавки и магазины: сигареты там, фрукты-овощи или другие спешно необходимые продукты по цене, которая откровенно кусается. Но мы отсюда не съедем, разве что вперед ногами. Вот такое у нас установилось статус-кво.

Цена "войны" - активные антирелигиозные настроения, даже перестали деткам сукку ставить. Мне, атеисту, но все-таки еврею, немного жаль.

Наверное, я недостаточно умный, чтобы делать выводы. Как сказал главный сефардский раввин Ицхак Йосеф: "Человек, который не употребляет кошерную пищу, глупеет".

И ходят ко мне преимущественно дураки. Вот "небезызвестный" в Израиле и за его пределами журналист Цви Зильбер, сука с одним "к" в ботах рваных, на Йом Кипур приходил с аджарским хачапури в зубах.

Так что не нам судить-рядить, обсуждайте между собой. Я и пост этот не на начало праздника Суккот припас, чтобы люДЯм настроение не портить…

Читайте также

Фото: zahav.ru / Гарри Резниковский
Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке