В социальных сетях и новостных изданиях появилась мало значащая, казалось бы, новость: учителя и ученики одной из школ Калужской области по заданию регионального отделения "Единой России" провели акцию в преддверии дня рождения Владимира Путина. Записали поздравительное видео с фотографиями молодого президента в руках и лозунгами: "Наш президент - всегда молод!", "Наш президент - всегда с нами!", "Наша победа - впереди" и отчитались перед отправителем.
Все, как принято в системе образования: ссылка на страничку школы "В контакте", указаны ответственные за мероприятие, стоит подпись директора.
Приказы не проверяют, их выполняют
Но отправителем была вовсе не "Единая Россия" (о чем нетрудно было догадаться, посмотрев на явно издевательский адрес edro-region@mail.ru), а беларуский художник и акционист Владислав Бохан. Именно он разослал в школы инструкцию вместе с наглядными материалами, лозунгами, цитатами и портретами молодого… Степана Бандеры. Художнику-то и отчиталась об успешном проведении мероприятия ничего не подозревавшая директор Карцовской средней школы.
Это не первая подобная акция Бохана. Так в феврале 2022 года он отправил в минскую школу письмо с требованием обсудить на классном часе поправки в конституцию, а в августе 2023 года отправил в школы так называемых "ДНР" и "ЛНР" предложение принять участие в конкурсе достижений патриотического воспитания под названием "День опричника". Минские педагоги беспрекословно выполнили требование и отчитались перед отправителем. Учителя из Донбасса, по рассказам Бохана, сначала на предложение не откликнулись, но когда он пригрозил им объяснительными, ему в почту начали сыпаться фотоотчеты об акции.
Ни в одном из случаев "подопытным" и в голову не пришло проверить информацию.
Можно было бы, конечно, высмеять учителей за глупость, невежество, желание выслужиться перед начальством, что и делают остряки в соцсетях. Дело же, думается, далеко не только в этом.
Никакой самодеятельности!
В современной России (да и в Беларуси тоже), учителя - самое зависимое и бесправное сословие. На протяжении минимум двух десятилетий государство последовательно и жестко встраивало учителей в вертикаль власти. Происходило это постепенно и незаметно, одна маленькая уступка сменялась другой: то требуют в добровольно-принудительном порядке принять участие в районной ярмарке мастеров, то в конкурсе блинов, то в этнофестивале, то в конкурсе строя и патриотической песни, то прикажут подавать куда надо списки детей определенной национальности, то сообщать о тех, кто отлынивает от уроков о важном.
А вот уже опять надо смастерить какую-то презентацию, что-то сфотографировать, что-то заснять на видео и выложить на сайт департамента образования. Никакого творчества и никакой самодеятельности во всем этом не допускается. Все должно быть строго по инструкции и строго по сценарию.
Доходит до абсурда. В одном из подмосковных городов школы обязали провести субботник на советский манер и прислать фотоотчет. Чего проще? Молодой физрук и химик взяли спрей для стекол и щетки для мытья окон, сфотографировались. Оказалось - все неправильно. Требования такие: женщина средних лет в халате и косынке окунает тряпку в оцинкованное ведро. Мама мыла раму, привет из пятидесятых. Сфотографируйте снова и пришлите. Ну и что, что так сто лет никто окна не моет? У нас инструкция, у нас свое начальство есть.
Создается ситуация, когда в любой момент "сверху" может поступить любое, самое идиотское и иррациональное требование, которое должно быть немедленно выполнено. Рассуждать, выяснять, зачем это нужно, абсолютно бесполезно: отправитель и сам этого, скорее всего, не знает - ему спустили инструкцию сверху.
У учителя практически нет никакой возможности отсидеться и не принимать участие в подобного рода мероприятиях, будь то массовая вакцинация от очередной напасти, участие в электронном голосовании или ликование по случаю дня рождения великого вождя. Стоит попытаться увильнуть от очередной затеи - и в школу посыплется град звонков: почему до сих пор не выполнили, не сфотографировались, не отчитались, почему нет стопроцентного охвата?
Не подставить директора
Страдает, в первую очередь, не сам учитель, а директор, на которого сыплются все возможные кары - начиная с пресловутой объяснительной и заканчивая увольнением, а если начальство взъестся всерьез, то и уголовным преследованием: законодательство в области образования, особенно финансовое, устроено таким образом, что не нарушить его практически невозможно.
Если директора не ненавидит люто весь коллектив, что случается довольно редко, то учителя будут стараться выполнить самые безумные распоряжения начальства, чтобы не подставлять директора: если его уволят, то присланный назначенец в любом случае будет хуже и опаснее своей привычной Марьванны.
Как пишет в своем телеграм-канале акционист, "если бы постсоветский учитель попал во вселенную Гарри Поттера, то боггарт для них обращался бы объяснительной". По сути, в современной российской системе образования учитель полностью лишен субъектности, он лишь функция, "обучающий", поэтому от него ждут молчаливой безропотной покорности и мгновенного выполнения любых, самых вздорных распоряжений начальства.
Читайте также
Рядовой учитель, как и рядовой директор, помимо своей основной работы - учить детей, проверять тетради, встречаться с родителями - загружен огромным количеством бессмысленных и бесполезных дел. Например, заполнением электронных журналов, включая планирование, которое устроено таким образом, что сделать все правильно с первого раза практически невозможно; созданием общедоступных уроков для электронной школы - тут уж без помощи специалиста не обойтись; участием в каких-то бесконечных тренингах и методических семинарах, и это еще хорошо, если их проводят онлайн, а не приходится после уроков срываться и ехать на другой конец города, чтобы послушать, как такая же несчастная, усталая тетка читает с экрана присланную департаментом презентацию.
Все это приводит к тому, что измотанный выгоревший учитель, работающий за мизерную зарплату, уже даже не пытается разобраться, что именно требуется в очередной раз. Полагаю, что никто даже и не взглянул толком на эти постеры: распечатали, раздали, сфотографировались и разбежались по классам - успеть бы хоть как-то дать новую тему за остаток урока.
И, конечно, напрашивается еще один вывод: людям в регионах глубоко наплевать и на Путина, и на его режим. В подлинно тоталитарном обществе люди, искренне преданные своему вождю, конечно же, мгновенно узнают в лицо любимого диктатора.