Генри Давид начал петь-напевать "Темная ночь...только пули свистят по степи...". И что-то грозное, знакомое, такое, оказывается, ранящее и сегодняшнее, вошло и
зал...
В "Ангаре", в небольшом, но очень любопытном малыше-филиале "Гешера", где бродят тени Набокова (лучшая "Лолита", на мой взгляд, была именно тут) и всегда есть нечто живое-молодое, представили новый спектакль. Дитя войны, жажды покоя - и творчества.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Эта работа режиссера Амира Вольфа получила название "Привет, война". Спектакль синтетический, лаконичный. В песнях - как в чистой озерной воде! - отражается душа страны, боль, умение радоваться мелочам, грустный юмор. В букете скетчей и песен, в легком, чуть подернутом печалью действе, мягко переплетаются, перекликаются события из разных времен, мелодии разных войн, языки, стили, манеры шутить и сопротивляться злу. Жак Превер, Борис Виан, Эжен Ионеско, Булат Окуджава ̧ Владимир Агатов ( который написал слова песни "Темная ночь"), Натан Альтерман... Большие таланты, знакомые имена, гордые и популярные образы...
Актеры в этом пространстве собраны все вместе. Они бросают друг другу реплики-мячи, ловят, передают дальше. Они находятся в едином настроении, в едином порыве. Они словно утешают и развлекают и зрителей, и самих себя.
Жизнь - это то, что сегодня. Не вчера, не завтра. Это путь и выбор каждого в отдельности. И колокол всегда звонит по тебе, по мне, по нему. И пушки грохочут
в устрашение очень многих. Жаль, что мир не поумнел и не прозрел. Жаль, что миллионы тратятся на то, чтобы принести смерть...
Как бы было хорошо только строить, слушать музыку, растить детей. И так всю отпущенную нам земную жизнь. Но у каждого поколения своя война. А некоторым - сразу по несколько войн. Не мы это решаем, но так уж выпадает...
Гилад Клеттер - он будто вообще ничего не играет. И никакого текста не запоминает. А в этом спектакле-концерте, спектакле-шоу он еще и с сыном вместе выступает. Ром Клеттер - тут солдат, очень ответственный и волнующийся, что папа (его папа солдатского отца и играет, разумеется) не к месту попадется на глаза командиру.
...Из-за занавеса возникает элегантная, победная, горделивая, как королева, Марлен Дитрих. Что, она не может возникнуть? Да это же Лилиан Шели Рут! Ее красота обжигает, чарует; мелодия "Лили Марлен" сразу отбрасывает зрительское внимание к романам Эриха Марии Ремарка, и к той странной любви, их любви... И к военным бурям. А потом появляется Михаль Вайнберг, тоже полная достоинства, - и вот они уже поют вместе, и зрители подпевают.
Михаль играет на флейточке, и актеры - все! - стараются погрузить публику в стихию игры, в бесценное наслаждение лицедейством и отдыхом среди военных бурь, в дружеский плен музыки, которая ходит по земному шарику, говорит на разных языках - и не стареет. Все участники спектакля музыкальны. Все органично ощущают ритм, стихийную волю и природу музыки. Такое невероятное погружение в музыку - огромный довод в пользу уникальности театра. Витраж текстов - ювелирный. Все разумно, свежо. "Бред вдвоем" Ионеско - просто в унисон с ситуацией войны. Что, как не театр абсурда, выражает психологию свихнувшегося, ненормального мира?..
Актеры - Тали Осадчи, и Шломи Бертонов, и Генри Давид, и Юваль Янай, Идо Мосери, Нир Кнан, Шир Саяг удивляют универсальностью и поражают мастерством.
Очаровывают обаянием и щедростью души. Таковы и другие создатели спектакля, - те, кто подставил плечо актерам. Те, кто помог нам выдохнуть, подумать, поплакать, улыбнуться.
Композитор Ави Беньямин, которого мы не видим на сцене в этом ярком параде песен-сюжетов, но который стоит за всей музыкальной драматургией театра, как
всегда, прекрасен. Рои Хен, который умеет перевести на иврит, казалось бы, непереводимое (Окуджаву - просто сверхточно сохраняя суть и стиль!), выше всяческих похвал. И Лена Крейндлина, директор-воин, человек, словно состоящий из стали и огня, которая всегда поддерживает в театре новое-живое.
Читайте также
...Иногда для того, чтобы сказать важные, очень серьезные вещи, не нужно козырять масштабом события и деньгами, потраченными на его организацию. Это не всеобщее правило - но так бывает. И так происходит теперь.
"Привет, война!" - ревю с глубоким смыслом. Зрительный зал находился в едином порыве, жил в одной тональности с актерами. С создателями.
Вот и появился в "Гешере" уникальный спектакль на тему войны и мира, спектакль- песня о ценности жизни человека среди гроз и шквалов. Будем жить - "пока еще ярок свет".
Спасибо, дорогие, за то, что вы у Израиля есть!