"Появилась книга". Звучит так же тривиально, как "пришел автобус" или "опять повысились цены"…Из топота-крика реальности, из конвейера-потока новостей (их спектр - от накладных ресниц до атомного кофейного аппарата) вдруг вынырнула новая книга, простой продукт типографского производства. "Яков Шехтер. "Ангел-водопроводчик. Рассказы о неожиданном". Тель-Авив, издательство "Артикль", 2023 год".
Социальные сети, разного рода платформы¸ стриминги, блогерские армии ежедневно-ежеминутно поставляют потоки информации. Тексты. Наши умы и души закованы в цепи инструкций-советов. Предсказаний. Мнений. Океан книг несется ураганной волной. Тех, что называют "художественной литературой". Реклама кричит, голосит - и мы почти верим в том, что эти ужасы-расчлененки или бредни про апокалипсис и есть важная составляющая духовной жизни мира. Всех бьет озноб. У всех бессонница…
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
В одну из моих бессонных ночей (нет, таблетка бы помогла, только в ту ночь коробочка, обещающая чудодейственный покой, оказалась пустой) я набрела на книгу "Ангел-водопроводчик". Страницы листались с гипнотической ритмичностью. Мелькали персонажи, звучал хор, ярким полотном расстилался фон. Природа будто заявляла: я тут, меня не пропусти… И нечто цветистое, ароматное, исполненное нежности, сострадания, гордости, радости и ужаса жизни представало со страниц. Слог, простой¸ без кокетства и излишеств, ясный, как дождевая вода или хруст снега, не отпускал.
"В полях, точно вода в омуте, холодно и прозрачно стояла тишина. Замерший лес поседел от снегопада, безмолвие опустилось на землю вместе со снегом. Казалось, белая, хрусткая вата укрыла всю грязь и неустройство мира".
Я перечитывала некоторые фрагменты по несколько раз. Ярко и живо представляла себе и ребе Меира из Ротенбурга, и беспримерного Рамбама¸ и странного чудесного Авраама Кашку, и Бааль-Шем-Това, который лично мне так особенно дорог, так драгоценен тем, что знал: храмы в небесах открываются с помощью песен…
Тупое начетничество, слепое и безоглядное погружение в букву, бездушный ритуал - вредны. Тора - не цепи разума. Многие этого не желают знать.
И я читаю в книге Якова Шехтера про еврея¸ который закрылся, закутался в шубу из заповедей, перестал обращать внимание на жену, - и только корит ее за пересоленную пищу. И нужен мудрый, очень точно понимающий этот мир и его законы человек, который скажет: "Сними шубу!". И объяснит: "Шуба, которую ты соорудил из заповедей. Тебе в ней тепло и уютно, но тем, кто вокруг тебя, холодно. Ты отгородился от мира, живешь только для себя и воображаешь, будто именно этого и хочет от тебя Всевышний".
Текст течет мягко, уравновешенно. Словно говорит "и это пройдет, утечет рекой жизни; суета не сохранит и не поможет в начинаниях. Будь спокоен и мудр". Я спорю с автором: "Как это? Все так нестабильно, планету сотрясают бури и войны. Я не могу без слез смотреть на фото наших заложников - да и никто, в ком есть хоть капля человеческого, хоть крупица того, что называют словом-символом "душа", не может…". А голос рассказчика звучит в ночной тишине: "Вы спросите меня, а где же, в конце концов, награда заповеди этрога Мойше-меламеда? Где воздаяние за праведную жизнь и мученическую смерть? Где, черт вас всех побери, справедливость или хотя бы видимость справедливости? И я вам честно отвечу - не знаю...".
Годы, века листаю я, идя по книге современника, писателя, редактора, просто гражданина моей грозной и драматичной страны - и вспоминаю свою отдельно взятую и отдельно спетую жизнь. И думаю: а были ли у меня в этом круженье лет и дней невероятные события? Случались ли чудеса? И я ответила себе совершенно честно и спокойно: да, были чудеса. Были совершенно невероятные события. Я не могу, не пытаюсь их объяснить. Просто храню в своем сердце и в памяти. И благодарна судьбе за них.
Герои новелл Якова Шехтера, - и тех, которые он собрал, и тех, которые сочинил - колоритные, необычные, трепетные. Одни истории вызывают смех, другие - слезы. Как, например, рвущая душу исповедь Ксении-Рахель, несчастной мамы больного ребенка; письмо, которое она пишет Богу…
Яков Шехтер относится к теме любви очень деликатно. Он будто старается не смотреть на это неясное, странное явление в упор. Хотя иногда с пиететом и надеждой восклицает: "А любовь - самая великая сила на свете, способная превратить карлика в великана, урода в писаного красавца, а напыщенного бонвивана в мудрого философа!".
Ночь шла к рассвету, светлело в комнате. Проснулись птицы¸ строители¸ дети, которые так светло и мажорно напомнили, что жизнь длится, растет, дарит чудеса.
И всякий путь - уникален. И все слова - как облака, плывущие над нашими головами. И ангелы - рядом. Хотя мы не всегда их видим.
"И есть ли вообще на свете простые люди? Ведь внутри каждого из них трепещет частичка Всевышнего, теплится неугасимый огонек бессмертной души". Так говорит Яков Шехтер. Писатель и мудрец. Израильтянин. Собиратель сокровищ мудрости.