Историческая справка
Если среди читателей завелся кто-то незнакомый с Говардом Лавкрафтом, придется пояснить. Это папа Ктулху. Писатель, придумавший так много страшных историй о Ктулху, "Некрономиконе" и межпланетных богах, что его с перепугу назвали классиком хоррора - посмертно.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Последняя волна / The Last Wave, Австралия, 1977
Выдающийся австралийский режиссер Питер Уир создал картину об апокалиптических видениях и о той роли, которую в судьбе Австралии могут сыграть древнейшие божества и духи, обитавшие на ее территории. Красивый, дождливый и пугающий отсутствием оптимизма этнический триллер.
Зловещие мертвецы / The Evil Dead, США, 1981
Классика демонического жанра от Сэма Рэйми в рядах киноманов славна еще и тем, что внедрила в сознание зрителей знание о "Некрономиконе", доселе доступное лишь ярым последователям культа Лавкрафта. Правда, надо учитывать тот факт, что само слово в фильме не звучит: "Книга мертвых" здесь зовется "Натуром Демонто". А название "Некрономикон Экс Мортис" озвучено только в следующих двух сериях трилогии.
Реаниматор / Re-Animator, США, 1985
Экранизация цикла коротких рассказов Лавкрафта и по совместительству один из самых мясных фильмов видеоэпохи. Надо признать, что истории о реаниматоре, воскрешающем мертвецов в морге, - не самые сильные писания в портфолио Лавкрафта, так что и от фильма многого ждать не следует.
Это все же продукт своей эры, задорно смотревшийся в 1985 году, но сейчас вызывающий лишь легкое ностальгическое любопытство. Впрочем, если требуется нечто под пиво на Хеллоуин, то почему бы и не "Реаниматор"? Упомянем еще сиквел "Невеста реаниматора" (1989), который совсем далеко отошел от литературного первоисточника, но все равно заимел свою долю заслуженного успеха.
Извне / From Beyond, США, 1986
Буквально через год после успеха "Реаниматора" Стюарт Гордон показался на публике еще с одной экранизацией Лавкрафта, которая, однако, прошла почти незамеченной.
По сюжету ученые-авантюристы создают резонатор, открывающий портал в иные измерения, из них в наш мир просачивается всякая гадость, которая только и делает, что убивает, калечит и сводит людей с ума. Кино безнадежно устарело не то что сейчас, но уже через пару лет после выхода. Тем не менее это достойная внимания постановка сюжета Лавкрафта от команды честных и преданных авторов.
Гнездо пауков / Il nido del ragno, Италия, 1988
Малоизвестный и явно недооцененный итальянский хоррор, снятый в традициях и духе арджентовской "Суспирии". Ты увидишь, как исследователь-теолог прилетает из Далласа в Будапешт, чтобы изучить труды своего соратника, и тотчас попадает в сети древнейшего религиозного ордена.
С Лавкрафтом это кино объединяет идея некоего планетарного, интернационального божественного культа, который существует отдельно от всех остальных религий, идентичен во всех уголках мира и при этом остается абсолютной тайной для непосвященных.
Воскресший / The Resurrected, США/Канада, 1991
Без особого энтузиазма и искорки, но все же вполне удобоваримое кино, поставленное по одному из самых объемных трудов Лавкрафта - "Случай Чарльза Декстера Варда". Случай не бог весть какой оригинальный, но дающий простор для устрашения зрителя: исследователь становится обладателем древних рецептов вечной жизни и начинает ставить крайне неприятные эксперименты в подвалах своего особняка. Как и полагается в каждом втором фильме по Лавкрафту, не обошлось без показа психиатрической лечебницы.
Хронос / Cronos, Мексика, 1993
Ранняя и не очень хорошо знакомая широкому зрителю картина Гильермо дель Торо демонстрирует его неудержимую тягу к лавкрафтовской мистерии и атмосфере. Недаром же дель Торо вот уже много лет носится с идеей поставить "Хребты безумия", но пока не обрел должного финансирования.
"Хронос" - фильм о том, как проклятый предмет порабощает даже самую сильную личность. Хотя сценарий писался с чистого листа, сей фильм - отличная возможность увидеть и прочувствовать, как бы выглядела постановка по любому среднестатистическому рассказу Лавкрафта в руках мастера экстра-класса. Очень атмосферно, живописно и совсем-совсем невесело.
В пасти безумия / In the Mouth of Madness, США, 1994
Один из самых мощных лавкрафтовских фильмов в истории кино, как ни странно, в своей основе полностью оригинален и не отсылает нас к какому-то конкретному из рассказов Лавкрафта. Скорее, это нечто вроде переосмысления его книг на экране оптом - всё и сразу.
Ленту ставил мастер этого дела Джон Карпентер, и по сюжету некий агент отправляется в богом проклятую глубинку, чтобы встретиться там с автором романов хоррор-жанра. Ну и, как водится, становится свидетелем апокалиптического ритуала, открывающего врата в иные измерения, населенные чудищами.
Дагон / Dagon, Испания, 2001
Лента режиссера Стюарта Гордона, который, наверное, живет в шкафу с книгами Лавкрафта, Гордон ведь в ответе за фильмы "Реаниматор" и "Извне", о которых речь шла выше. "Дагон" базируется на новелле "Тень над Иннсмутом", в которой яхту с туристами прибивает к мрачному городку, заселенному выродками.
Далее, как водится у Лавкрафта, героям предстоит крайне неприятное знакомство с доисторическими кровожадными морскими божествами. Исходный сюжет перелопачен очень изрядно, а вот решать, хорошо это или плохо, советую вам самостоятельно, благо обойти этот фильм никак не удастся.
Читайте также
Мастера ужасов: Сны в доме ведьм / Masters of Horror: Dreams in the Witch-House, Канада/США/Япония, 2005
Эпизод из очень недурственного телесериала ужасов Masters of Horror. Если есть желание приобщиться к нему, попробуйте особенно серию "Сигаретный ожог", поставленную Джоном Карпентером. Но в данный момент нас интересует эпизод "Сны в доме ведьм", основанный на повести Лавкрафта "Грёзы в ведьмовском доме", написанной в 1932 году.
Студент снимает комнатенку в обветшалой халупе, где в силу архитектурных обстоятельств происходит смыкание нашего мира с потусторонним измерением, откуда регулярно приходит ведьма и требует новых жертв. Серия не длинная, но свое дело знает и кровавый отпечаток в сознании зрителя гарантирует.
Зов Ктулху / The Call of Cthulhu, США, 2005
Экранизация одного из основополагающих мифов Говарда Филлипса Лавкрафта выполнена в лаконичном и очень грамотном формате стилизации под старое немое кино. Режиссер старался, чтобы лента смотрелась так, будто снята в 1926-м - в год первой публикации новеллы "Зов Ктулху".
Книга бережно перенесена на экран с сохранением не только буквы, но и духа произведения. И это неудивительно, учитывая, что проект создавался при участии H.P. Lovecraft Historical Society - официального международного клуба лавкрафтоведов и ктулхопоклонников.
Последняя зима / The Last Winter, США, 2006
Люто холодный арктический триллер. Нам показана история о том, как геологи добурились до тех слоев нефтяных захоронений (ведь ты же помнишь, что нефть - это доисторические останки флоры и фауны?), где покоились недружелюбные духи архидревних чудищ.
Кино неспешное и поначалу чрезмерно болтливое. Но к середине фильма фонтан словоблудия затыкается, и начинается старая добрая игра на выживание. И здесь еще есть актер Рон Перлман, которому достался очень неоднозначный персонаж.
Полуночный экспресс / The Midnight Meat Train, США, 2008
Вот она, загадка природы: почему этот фильм переводчики обозвали "Полуночным экспрессом", в то время как и оригинальное название, да и сам сюжет отсылают к мясницкому поезду? Основное действие происходит в метро, где в пустующих вагонах орудует непобедимый безмолвный мясник. Картина очень и очень кровожадная, хотя сюжет имеет склонность местами провисать. А подлинно лавкрафтовские идеи раскрываются лишь в самом финале, который заслуживает полуторачасового ожидания.
Закопанные / The Burrowers, США, 2008
Вестерн о том, как на Диком Западе белый человек принял столкновение с древними зловещими силами за обычные происки индейцев. Художественными достоинствами лента не блещет, но всегда приятно лишний раз задуматься о том, чему нас учил Лавкрафт: в этом мире есть существа многократно старее и сильнее любых цивилизаций.
Дорога из желтого кирпича / Yellowbrickroad, США, 2010
Несколько передержанная картина, которую было бы уместней утрамбовать в формат 40-минутного хоррор-сериала. В полном же метре история о том, как туристы-исследователи отправились в леса по проклятому пути и безуспешно ищут путь назад, утомляет чрезмерной монотонностью. Тем не менее этот триллер содержит пару идей и образов, которые запоминаются и надолго приводят зрителя в состояние лавкрафтовской безнадеги.
Цвет / Die Farbe, Германия, 2010
Небогатое немецкое кино по рассказу "Цвет из иных миров". Хороший пример реализации на экране драмы декаданса и умирания человека под воздействием неведомых космических сил. Посмотреть фильм стоит, но надо отдавать себе отчет в том, что даже намеков на экшен здесь не предполагается.
Хижина в лесу / The Cabin in the Woods, США, 2011
Яркий постмодерн, наколдованный лавкрафтовскими письменами и поставленный по сценарию Джосса Уидона ("Мстители", "Миссия „Серенити""). Хотя эта бодрая пародия на все кинохорроры разом не склонна настраивать зрителя на серьезный лад, все же финальные откровения выдают забористые отсылки к идеям протобогов, традиционно присущие мирам Ктулху и его друзей.
Шепчущий во тьме / The Whisperer in Darkness, США, 2011
Полотно от режиссера Шона Брэнни, того самого человека, что поставил немой "Зов Ктулху". Каноническая новелла "Шепчущий во тьме" нашла воплощение опять в черно-белой форме, но уже со звуком и полноценным хронометражем. Это история о том, как пришельцы вербуют землян, обещая раскрыть им дивные секреты Вселенной, но при этом полностью подчиняют себе их плоть и разум. Стилизовалась картина явно под научную кинофантастику 1940-х -1950-х годов, отсюда несколько деревянная игра актеров, топорные декорации и спецэффекты. И в реестр лучших лавкрафтовских кинодостижений она попадает легко, пусть даже авторы позволили себе некоторые творческие вольности.
Европа / Europa Report, США, 2012
Ктулхофилы по каким-то своим сугубо религиозным причинам любят это кино, хотя на первый взгляд его связь с творениями Лавкрафта неочевидна. Я полагаю, что они воспринимают этот недорогой, предсказуемый и очень неторопливый фильм как некое путешествие на космическую родину Ктулху. История представляет собой видеоотчет о полете первой экспедиции на шестой спутник Юпитера, где, понятное дело, ничего хорошего их не ждет.
Секретный эксперимент / Banshee Chapter, США, Германия, 2013
Любопытнейший видеофильм, сотканный по мотивам уже упоминавшегося здесь ранее произведения Лавкрафта "Извне" (также известен как "Из глубин мироздания"). Картина повествует о том, как авантюристы из числа молодежи испытывают на себе секретные военные наркотики, после чего становятся объектом преследования тварей из параллельных вселенных.
Картина недорогая и малоизвестная, тем не менее принадлежит к числу наиболее качественных постановок в лавкрафтовском стиле. Особую изюминку сюжету придает образ полоумного писателя-фрика, явно списанный с Хантера С. Томпсона.