Zahav.СалатZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+30+21
Иерусалим
+32+24

Салат

А
А

Ундина под луной

Однажды на озере случилась грустная история. И на том берегу, что возле озера. И во дворце. Собственно говоря, земля вообще не очень веселое место. Но эта история уж очень печальна…

07.03.2024
Фото: Йоси Цвекер

Воды серебрились под луной. Луна была загадочна, - она словно вела беседу с русалками, которые выглядывали из волн. А одна русалка, самая нежная и прекрасная, на свою беду полюбила человека. Принца. Светлая и чарующая музыка рассказала сказку-быль. Про самое волшебное, самое удивительное, что есть на невеселой земле - про любовь.

…На сцене Израильской оперы возник спектакль¸ который просто невозможно ни с каким другим сравнить. Фантастическое действо "Русалки" Антонина Дворжака зачаровало. Эту оперу поставили многогранный и тираничный колдун театра - режиссер Стефано Пода и гордость музыкального Израиля - дирижер Дан Эттингер.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

…Из водоворота тел (в этом оперном озере, в воде, которая заполняет сцену, проживает много разного народа, густо населенное оно; такое "коммунальное" озеро…) всплывает Водяной. Главный умиротворитель и мудрец фантастического мира, в котором нет жара. Нет души. Его дочка влюбилась в земного юношу. И готова на все, чтобы стать такой же, как люди. На жертву. На страдания.

…Итак¸ она полюбила. В прекрасной арии просила у луны, чтобы любимый пришел, ответил на ее чувства. Он, кажется, тоже полюбил ее. Потом была жертва - в сказках, как и в жизни, ничего не дается даром. Русалка заплатила непомерно высокую цену - а гарантий ей никто не дал. Принц увел ее в свой дворец. А там сдался, дрогнул - и отрекся от маленькой и сильной девочки-русалочки. От немой. Которая ради любви бросила свой дом и привычную жизнь. Все ведь именно так и бывает. И в сказках, и в жизни.

"Не люби, богатый, - бедную,
Не люби, ученый, - глупую,
Не люби, румяный, - бледную…"

Цветаева будто про такой случай писала. Она знала, как это бывает. И сколько боли приносит.

Вся в лунном серебре и в черном платье-футляре выдвигается из озерных топей, из своей колдовской лаборатории Баба-Яга (Эдна Прохник). Лысая и царственная. Искусный манипулятор. Рычащая, опытная, и все видевшая. Она философски смотрит на романтические бредни девочки-русалки. Она никого не жалеет. Хочешь - получи. Только потом не жалуйся. Условие - страшное. Плата - безмерно высока.

Девочка-русалка (я пишу о премьерном составе, хотя видела и слышала оба) - Алла Василевицкая. Она лучом колеблется под ущебной странной луной, в которой будто спрятался эмбрион. Стефано Пода умеет загадать зрителям загадки; авторитарный и непреклонный, он словно создает лабиринт Минотавра, и как хозяин, умеет запутать пришельцев… Алла Василевицкая в образе ундины так нежна и светла, так прекрасна¸ что предчувствие ее беды остро ранит всех¸ у кого есть сердце. Она поет о любви - и ее голос плывет лунной лодочкой в океане музыки Дворжака. Музыки поистине великой.

После перевоплощения героиня стала внешне женщиной. Но двигается по суше она так же угловато¸ неуверенно, как и прежде. Да еще и утратила голос. Актриса так вживается в роль, что нам будто слышны ее плач, ее стон, ее мольбы, обращенные к Принцу. Голос ее сердца. Дворец - ее роскошная тюрьма. Причудливые узоры на стенах рифмуются-перекликаются с узорами на юбках придворных дам. Роскошно светятся и мигают огнями стены. Дамы виснут на кавалерах, обольстительные и темпераментные. А она холодна, скована, молчалива. И на этом параде прихотливо-кокетливых поз и агрессивных объятий она чужая.

Иностранная принцесса (Ясмин Леви-Алентак), эгоистичная интриганка, уговорит Принца отвернуться от девочки из озера. И он дрогнет. Оказывается. все было зря…

Алле Василевицкой удается создать образ трепетный. Нежный. Горделивый. Ее голос - инструментальный, яркий, ворожит и чарует. Она так беззаветно и безоговорочно любит, что даже из холодного камня и бесчувственной воды извлекает некое свечение, дарит им душу. Эта девочка, робкая¸ стойкая, отчаянная, могла бы принести Принцу счастье. Но так не бывает. И она разбита, сломлена. И жалобно рассказывает отцу-Водяному о своем горе. Алла Василевицкая исполнила одну из главных партий своей музыкальной судьбы…

Читайте также

Алексей Долгов - Принц. Он проживает долгую жизнь в этом озерном триллере. Сначала восторженно, горделиво и уверенно протягивает руки к своей чаровнице. Во дворце (это сложнейший вокальный эпизод!) опекает ее и ждет счастья, на которое надеялся. Слушает нашептывания чужеземки. Застывает. Теряет нить, которая связала его и озерную деву. Вокалист чувствует судьбу героя глубоко и полномерно. Все нюансы роли выстроены, одухотворены. И поет он - как делится глубинами души. Рассказывает нам о нас.

Принц одумался. Пришел к озеру - и снова обнял девочку-ундину. Благоговейно прикоснулся к ее мокрой тунике, нежно признался, что без нее ему не жить. Только заклятье не победить. И они уходят вместе. В темную воду.

…Зачем вообще людям искусство? Великая музыка, сила актерского воздействия? Режиссерские находки, подключающие наши души к чужой судьбе? Звучание оркестра¸ которое тревожит и утешает? Чтобы было, с чем соотносить себя. Чтобы другие судьбы стали частью нашей.

Оркестр Ришон ле-Циона под управлением Дана Эттингера играет иначе, чем с другими дирижерами. Он словно оживает. Взлетает. Лунные смычки, шелест волшебных деревянных, и медь, которая обрушивает мотив беды. Партитура сложнейшая. Дирижер ее знает досконально. Это его музыка, Дана Эттингера. Еще один творческий шаг вперед. Его звездное время.

Как петь по горло в воде? Все участники спектакля знали¸ что их ждет - и согласились. Эксперимент состоялся. Трудно Водяному петь арию, проползая по всей сцене в воде. Трудно - и почти невозможно. И слушателям не до арии - телодвижения артиста отвлекают...

Луна проливает серебряные струи. Луна над скульптурными руками, которые соединяют землю и небо. Оркестр досказал повесть. И мы вышли в ночной город, в котором словно расплескалась вода русалочьего озера. "Русалка" - достижение театра. Артистов. Шедевр Антонина Дворжака.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке