В постсоветский период сменилось очень многое в сравнении с временами Союза, и система образования исключением не стала. Кто-то называют ее самой лучшей, другие наоборот - видят лишь недостатки, а правда посередине, и были там как плюсы, так и минусы. Однако очевидно одно: за прошедшие годы образование сильно изменилось, а то, что было обыденным во времена СССР, в итоге там и осталось. Вашему вниманию 7 особенностей советских школ, которые резко отличают ее от сегодняшних.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
1. Больший упор на получение практического опыта
Сегодня школы отличаются тем, что как будто стараются продлить детям детство как можно сильнее - упрощается программа, акцент делается на комфорт во время обучения, нивелируется целый ряд стрессовых ситуаций. А в годы СССР было, скорее, наоборот - и дисциплина была строже, и изучение теоретических предметов совмещалось с обретением практических навыков, что сейчас есть тоже, но в сильно урезанном виде. В итоге ребенок после школы, даже 8-летней, мог идти работать, например, в колхоз или на предприятие, то есть обеспечивать себя сам.
2. Традиция шефства
И в советской, и в современной школе были как преуспевающие, так и отстающие ученики. И если сегодняшним школьникам, которым необходимо подтянуть программу, нужно искать помощь на стороне - у родителей или репетиторов, то в СССР ее можно было получить в самой школе. Причем даже не от учителей, а от одноклассников-отличников, которые тогда брали шефство над другими. Это было полезным опытом для обеих сторон - если отстающий учащийся подтягивал предметы, то отличник социализировался и развивал лидерские качества.
3. Разнообразие фундаментальных знаний
Современная образовательная система, особенно в старшей школе, сложилась таким образом, что большинство школьников, упор в учебе делают на те предметы, которые предполагаются для сдачи ЕГЭ, тогда как на другие должное внимание уделяют либо те, кто идет учиться дальше на конкретную специальность, либо отличники. А вот в советской школе такого акцента попросту не существовало - там фундаментальные знания необходимо было получать по всем предметам. В итоге ребенок выходил из школы с более разносторонним багажом знаний и целостным представлением о том, как устроен мир.
4. Отсутствие разницы в качестве преподавания
Сегодня родителям приходится долго выбирать учебное заведение, которое бы могло дать их ребенку самое качественное образование, ведь нагрузка в общеобразовательной школе и частном лицее будет разной. Правда, доступ в последние есть далеко не у всех, так как все упирается в финансы. В советские годы о таком вообще не думали - программа была одинаковой для всех детей в СССР, а к репетиторам практически не обращались. В итоге ребенка отдавали чаще всего в ту школу, которая была ближе всего к дому - все равно разницы никакой нет.
5. Коллективная ответственность
В советской действительности коллективному всегда отдавалось большее предпочтение, чем частному, что проявлялось и в школе. Большинство поощрений, равно как и наказаний происходило зачастую в рамках именно коллектива. То есть, если один ученик совершил проступок, то наказание мог понести весь класс. С одной стороны, такая традиция обучала несению ответственности с детства, но с другой, советскому коллективному строю, в котором воспитывали с малых лет, в жертву приносилась индивидуальность.
6. Отсутствие обучения критическому мышлению
Сегодня каждый ребенок знает, что совершенно нормально подвергать сомнению неоднозначные высказывания даже от старших и критически относиться к полученной информации - критическое мышление учит доверять, но проверять все, что видишь и слышишь. А вот в советскую идеологию навык критического мышления было вписать практически невозможно, поэтому перечить учителю или сомневаться в том, что он говорит, либо в том, что написано в учебниках, было настоящим проступком.
Читайте также
7. Акцент на hard skills
В советские годы понятие скиллов еще не придумали, но сама градация по мягким и жестким навыкам уже существовала. И вот с soft skills, или мягкими навыками, в школах СССР были большие проблемы. Упор делался именно на hard skills - отсюда и появилась пресловутая зубрежка и куча ненужной теории. В то время как мягкие навыки ученику предполагалось постигать вне школьного процесса.