Взрослые - это те же дети, только большие и с хуже развитым воображением. Дети играют во взрослых, взрослые играют в детей. И для детей. Театра для детей не так много, как мне хотелось бы, а уж театра хорошего так и вовсе чуть-чуть. Взрослые заняты честолюбивыми масштабными проектами, им хочется поражать новациями, одерживать победы над другими взрослыми в борьбе за зрителя, кассу, премии. А ведь театр - особая, важная школа. Только занятнее, без мучений и домашних заданий.
Театр "Гешер" играет для детей давно и ярко. Умные взрослые деятели театра стремятся для детей работать с тем же качеством, азартом, уважением, как для взрослых зрителей. "Одиссей", "Дух театра", "Клад под мостом"… Это милые и добрые спектакли. С новаторскими идеями, нарядными декорациями и несомненными актерскими удачами.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
И вот - "Винни-Пух", почти оперетта, забавная история о всемирном любимце-медвежонке, который вызывает умиление и прочие положительные эмоции. Он ценит мед, дружбу, хорошую погоду и песенки, и горазд на разные проделки. "Винни-Пух" - новый спектакль, только что родившийся, совершенно с иголочки, он делает свои первые шаги на сцене. Драматург Рои Хен вышил и выстроил пьесу на иврите по мировому бестселлеру Александра Аллана Милна. Режиссер Амит Эпштейн поставил спектакль, в котором много поют. Йони Рехтер сочинил музыку. А перед сценой, будто в оркестровой яме, сидит маленький оркестр - и сопровождает действие. Это придает сказочной истории особое обаяние.
Мишка Винни живет в лесу. У него прекрасный аппетит, - а мед он любит нежно и преданно, и различными путями старается добыть себе это дивное лакомство. Для этого Винни придумывает разные ухищрения. Но заводчицы-пчелы, черно-золотые королевы медового производства, равнодушны к его усилиям…
В лесу еще много всякого происходит под музыку Йони Рехтера и при участии живого оркестра. Например, друзья ходят в гости, причем один из них демонстрирует маленьким зрителям, как совершенно недопустимо вести себя в гостях, и чем такое поведение может закончиться. В том же лесу живут деловитая, явно переоценивающая свою мудрость Сова, и Кролик, интеллигентный и аккуратный. И печальный ослик Иа, которому фатально не везет. И Поросенок, который в гешеровском спектакле на Поросенка вовсе не похож…
В этом сказочном мире случаются грозы, праздники и чрезвычайные происшествия. А герои спектакля еще и поют - соло и ансамблем; музыка не напрасно придумана!
Юваль Янай играет Винни-Пуха серьезно и вдумчиво. Глядя на этого замечательного актера, я вспоминала ту его работу, которую люблю больше всех прочих его ролей - Реда в "Стенах надежды" ("Побег из Шоушенка"). Этот образ я считаю особым творческим достижением…
В роли Совы - Гилад Клеттер. Костюм Совы похож на наряд Злого Гения Ротбарта из балета "Лебединое озеро". Актер хорош, как и всегда. Сова полна сознанием своей значительности; наивно, но очень серьезно поучает, берется организовывать всех остальных и щедро дает советы. И получается смешно. Ах, как же это знакомо!.. Как много таких Сов среди сильно подросших и вполне самостоятельных детей…
Ослик Иа - само очарование. Алон Фридман в этой роли балетно скользит по сцене. Он грустит светло и безутешно, при этом чудесно и мягко пересекает границы между сказкой и жизнью со всеми ее тяготами.
Кролик, - а в спектакле "Гешера" это девочка; аккуратная, практичная, в кружевах, хорошенькая девочка-кролик, - олицетворяет абсолютное здравомыслие. В этой роли Михаль Вайнберг обаятельна и изящна. Она воплощает маленькую хозяюшку, рачительную и прекрасно воспитанную.
Читайте также
Про Поросенка (в этой роли Шир Саяг) могу еще раз отметить: в нем нет совершенно ничего свинского. Это никак не поросенок, не знакомый читающим по-русски детям Пятачок из книги Александра Аллана Милна. Это просто такой диковинный сказочный герой, очень добрый и умеющий дружить.
Известно, что Кристофер Робин - тот самый мальчик, для которого и про которого его папа, фантазер-писатель Александр Аллан Милн придумал Винни-Пуха и его друзей, - в жизни был отцовским выдумкам не рад. Из-за них его обижали и даже дразнили. Его отношения с отцом были плохими. И от отчислений за продажи этой всемирно известной и любимой книги, которые ему как наследнику полагались, сын отказался. Не нам судить, но, кажется, кроме страданий, настоящему Кристоферу Робину эта обаятельная выдумка его отца ничего не принесла. В отличие от спектакля "Гешера", в отношениях между отцом и сыном было очень мало гармоничного и светлого.
Англичанин Кристофер Робин передал своих игрушечных мишку, поросенка, ослика, а заодно кенгуру с детенышем, - которых, к слову, в спектакле "Гешера" нет, - в городскую библиотеку Нью-Йорка. Там они и живут. Игрушки с тех пор постарели и стали гораздо хуже выглядеть - но неизменно напоминают о том, как драматично порой не совпадают искусство и повседневная жизнь.
Спектакль театра "Гешер" получился пластичным, красочным, очень теплым. Как руки дорогого человека, бабушки или няни, надежно защищающие от бед и жизненных гроз. От теней ночью. От воспоминания о злом докторе или вредной чужой собаке.
Красота, впечатляющая нарядность - заслуга большого мастера, сценографа-кудесника Александра Лисянского. Он сумел вписать лес и его говорящих обитателей в книгу, которая чудесно открывается, обрамляет происходящее на сцене, интригует зрительское внимание. И все элементы декораций, все их детали созидают сказку, согласованно и лаконично…
Интересно мне было наблюдать за зрителями: и детьми, и взрослыми. И те, и другие хорошо реагировали. Много смеялись. Причем взрослые смеялись от всей души даже там, где не успевали рассмеяться дети.
Недалеко от меня сидели двое сыновей Алона Фридмана - актера, который играл философичного и не всегда удачливого ослика Иа. И в какой-то момент один из братьев радостно и гордо воскликнул: "Аба!". То есть "Папа!". Ни костюм, ни актерское преображение не обманули сына. Папа - он папа и есть. Мне было весело, светло, радостно. И всему залу тоже.
Ходите, сограждане, на детские спектакли. На взрослые тоже приходите. Театр - великая школа жизни и чудесный волшебный лес. В котором можно и затеряться, и найти себя…