Если хотя бы раз вы в панике бросались учить иностранный язык за 10 минут до полуночи, скорее всего, вы хорошо знакомы с совой Дуо. Она мотивирует людей по всему миру заниматься, а если вежливые уговоры и добрые слова не работают, переходит к манипуляциям и даже угрозам. "Холод" рассказывает, как символ приложения Duolingo превратился в мем и почему не стоит пропускать уроки.
Duolingo - одна из платформ для изучения иностранных языков (а в последние годы - еще музыки и математики). Сервис появился в 2010 году, в 2011 стал доступен для пользователей и быстро набрал популярность. В приложении можно учить 43 языка. Для русскоговорящих пользователей доступно четыре: английский, немецкий, французский и испанский.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Фокус сделан на геймификации. Философия сервиса - чтобы достичь прогресса, достаточно уделять всего пять минут времени в день. Главное - делать это регулярно. На том, чтобы пользователь выполнял мини-уроки каждый день, завязаны и основные механики сервиса. За ежедневный труд пользователи получают зачеты: приложение считает, сколько дней вы занимаетесь и не пропускаете уроки и отдельно напоминает об этом - в Duolingo это называется "ударный режим" (или streak - в версии на английском).
Вера в то, что выучить язык можно не отрываясь от телефона и без длительных занятий с репетитором, привлекла уже более 500 миллионов человек по всему миру. Но хотя бы раз слышали о сервисе, наверное, все, кто сидят в социальных сетях. Все благодаря маскоту - зеленой сове.
Совенок Дуо
Дуолинго: "Кажется, ты снова забыл про уроки испанского. Ты знаешь, что теперь произойдет!" Оповещение системы воздушной тревоги: "Иерусалим, Тель-Авив, Ашкелон и Ашдод под ракетным обстрелом".
Зеленая сова, а точнее, совенок (в компании заявляют, что их маскот предпочитает местоимение "он" - he or him), появилась еще в 2011 году. У Дуо была вполне конкретная роль - мотивировать пользователей не останавливаться на достигнутом и продолжать учиться. Тем, кто пропускал уроки в приложении, приходили письма-напоминания с плачущей совой.
"Когда все только начиналось, основатель компании Луис фон Ан был твердо уверен, что нам нужен маскот. Зеленый цвет выбрали якобы в шутку, потому что его не любил руководитель отдела закупок", - рассказывал арт-директор Грег Хартман.
За годы сова менялась трижды. Самая первая версия логотипа Duolingo была достаточно схематичной. Уже в 2012 сову перерисовали к запуску мобильного приложения, но вышло не совсем удачно. Руководитель отдела дизайна Duolingo Тайлер Мерфи признавался, что "результат вышел жутковатым" - только посмотрите на эти выпученные глаза и острый клюв, направленные прямо на вас…
Следующая версия Дуо появилась в 2013 году. Сова стала похожа на ту, что мы знаем сейчас.
Последний апгрейд произошел в 2018 году. "Мы обновили всю визуальную часть приложения, в том числе и Дуо, - рассказывал Тайлер Мерфи. - Раньше у нас было два варианта совы: веселая и плачущая, но этого было недостаточно, чтобы считать Дуо живым персонажем".
Чтобы добавить "живости", сову решили анимировать. Дуо научился махать крыльями, улыбаться и подмигивать. А еще - очень эмоционально расстраиваться и злиться.
В руководстве по стилю Duolingo отдельно прописано, что "настойчивость" - это одно из свойств совы Дуо. Кроме этого, сова должна быть полезной, мотивирующей и поддерживающей. Также в руководстве отмечено, что Дуо не должен быть угрожающим, злым, агрессивным, жестоким или слишком жутким. Вероятно, ключевое слово здесь "слишком".
Придет за каждым
Мемная "карьера" совы началась в 2017 году, когда пользователь Tumblr опубликовал изображение совы с пистолетом в руке - так маскот реагировал на то, что пользователь не зашел в приложение. Изначально мемы с совой были про изучение испанского и французского, потому что именно эти языки учили англоязычные пользователи.
Вскоре после этого в том же Tumblr стали появляться и другие картинки с похожим посылом.
В 2019 году компания Duolingo решила поддержать набирающий обороты мем. В официальном аккаунте сервиса в твиттере выложили картинку с совой, которая ночью заходит в темную комнату с подписью "скоро". На фоне мемов о том, как сова вламывается в дом с оружием, это выглядело угрожающе.
— Duolingo (@duolingo) March 26, 2019
Пост оказался тизером "дня дурака". На первое апреля Duolingo анонсировали услугу Push. В презентационном ролике огромная сова преследует пользователей, где бы они ни находились: в баре, дома или в офисе. Просто смахнуть уведомление было невозможно - зеленая сова найдет каждого.
Рекламная кампания была очень успешна. После нее волна мемов с совой значительно выросла и стала работать как бесплатное промо.
— ??~Angel Dust~?? (@YourDustDaddy) April 9, 2019
— Duolingo (@duolingo) March 26, 2019
Новые инструменты запугивания
В 2022 году в iOS (операционной системы на айфонах) появилась возможность устанавливать виджеты - блоки с информацией, которы видны прямо с главного экрана без необходимости заходить в само приложение. Свой виджет появился и у Duolingo. На нем изображение совы меняется в течение дня: с утра она бодро и жизнерадостно напоминает о занятиях, днем плачет и переживает, а к вечеру и вовсе сходит с ума и переходит к запугиванию.
По словам менеджеров Duolingo, они получили столько положительных отзывов на обновление, что решили развивать это направление. Вскоре картинки с совой Дуо стали еще более агрессивными.
Кажется, это действительно работает: если верить данным самого Duolingo, у половины пользователей с установленным виджетом ударный режим длится шесть месяцев или больше.
Пик популярности зеленой совы среди русскоязычных пользователей пришелся на январь 2023 года, что может быть связано с тем, что из-за войны и мобилизации, многие россияне уехали за границу или задумались об эмиграции и начали учить английский и другие языки.
Мной нагло манипулируют ! Очень в духе бывшего! pic.twitter.com/SMorVpWwOD
— ALLY BREELSEN (@ally_breelsen) March 22, 2023
Скажу внукам, что это была сова из дуалинго pic.twitter.com/qlL1MX0RNS
— nice to митя (@VsratoeKorito) October 7, 2023
Сова из Дуолинго — токсичный манипулятор. Я не удивлюсь, если она однажды напишет: «Я наглоталась снотворного, приезжай меня откачивать и вернись к занятиям английским»
— Денис Чужой (@fe_city_boy) November 21, 2022
У Dualingo 40 млн активных пользователей. Это значит, что в какой-то из обычных солнечных дней 40 миллионов человек, надрессированных слушаться зеленую сову, получат сообщение с инструкциями что делать.
— Yaroslav Kravtsov (@YarKravtsov) October 17, 2023
сова из Duolingo допизделась pic.twitter.com/FCKhSy8n2B
— kurome (@kurome1240311) May 10, 2024
Токсичность и мемы
В апреле 2023 года создатель Duolingo Луис фон Ан, выступая на платформе Ted Talk, дал ответ на вопрос, как сделать обучение таким же увлекательным, как соцсети: "Пассивная агрессия. Сработала у моей матери - работает и у Duolingo". По его словам, такие пассивно-агрессивные уведомления заставляют пользователей вернуться к занятиям, потому что они боятся, что сова их бросит.
Маркетинг через мемы и пассивную агрессию сегодня главная фишка сервиса. Сова Дуо активно участвует во всех возможных трендах - в своем тикток-аккаунте выкладывает видео под вирусные саундтреки: танцует под песню "Чипи-чипи, чапа-чапа", кружится под "Педро, Педро, Педро", а между этим - проводит пальцем по шее, как будто ножом.
Несмотря на большое количество шуток и мемов, многим все-таки не очень нравится такой подход к мотивации учить языки. Сова буквально занимается манипуляциями и давлением, у многих это может вызвать вполне обоснованную тревогу.
Дуо находит способ добраться даже до тех, кто удалил виджет и отключил на телефоне пуш-уведомления. Например, Дуо может внезапно изменить иконку приложения - например, начать буквально плавиться, если вы долго не занимались.
А если вы решите удалить приложение, сова продолжит давить на жалость, присылая имейлы. Или даже угрожать в социальных сетях.
Также лучше несколько раз подумать, прежде чем решиться заказать официальный мерч Duolingo.
пиздец, повесься ещё pic.twitter.com/zCLZDc1e1k
— румяная сова ?? (@yuka_jevons) January 10, 2023
Читайте также
Ребят я это сделала, она больше меня не тронет, я больше не боюсь pic.twitter.com/Yxs4RcyVAk
— Маша с котом (@Maria_Key) October 10, 2023