Сразу за скульптурными бюстами гениальных композиторов - тяжелая дверь. В оперное здание. В баснословную и нелогичную страну, где все вроде как в обычной жизни - и все под музыку. Коридоры, лестницы ведут на сцену, в волшебные владения гримеров-пастижеров, в святилище оркестра, в улье хора. И - в кабинеты, где решается судьба не царей и шутов, а больших серьезных проектов, и результаты этих решений мы потом видим, слышим, сидя в зале, в темноте, наедине с музыкой и теми, кто ее нам преподносит.
Я жду свою собеседницу, прекрасную Регину Александровскую, которая в новой постановке "Риголетто" подхватила жезл режиссера Мигеля дель Арко, собрала воедино порывы и фантазии всего творческого коллектива. Опера Джузеппе Верди "Риголетто" вышла на сцену. Я жду - а мимо проносятся размякшие от жары носители велосипедов, и стайки девушек в летних символических полуодеждах. И уборщики. И мучительно озадаченные беседой, привязанные-примагниченные к своим телефонам деловые персоны…
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Регина выпархивает из недр театральной империи. Мы обнимаемся (я давняя поклонница этой элегантной леди!), идем в глубину оперного головокружения. Регина кладет рядом с собой пачку сигарет и зажигалку. "Тут нельзя курить…". Расспрашиваю:
- Когда вам предложили взяться за "Риголетто", вы сразу согласились?
- Да, я сказала "О'Кей", берусь. Потому что это "Риголетто". Если бы была, например, опера барокко, я бы не стала этого делать.
- Как произошла передача "браздов правления" от режиссера-родителя к вам?
- Я поехала в Бильбао, посмотрела спектакль. Это была премьера. Поговорила с режиссером. Он уже знал, что не приезжает, и разрешил вносить изменения в его версию.
- И вы внесли…
- Да! Мы изменили первоначальный вариант балета, - я пригласила нашего хореографа Гилеля Когана. Претерпели изменения костюмы. Например, в авторском варианте Маддалена была одета весьма странно, - какие-то сверкающие сапоги, пошлый пиджак. И это против Верди, не согласуется с его драматургией, с драматургией Гюго. А между тем Маддалена - важный и неоднозначный персонаж. Она ведь тоже испытывает к Герцогу чувства, она защищает его. Как может, исходя из своего опыта, свой жизни - но она его спасает. Она фактически подает Джильде идею, импульс, Джильда даже говорит, что - если она, та, смогла, то я тоже могу…
- Ваше отношение к Риголетто? Кто он для вас - несчастный представитель трудового народа, испытывающий гнет властей предержащих, или язва, отрава, существо, которое в своей жажде отомстить, слепо уничтожает единственную родную душу?
- Безусловно - он не жалкий, и он мало привлекательный человек. Он лицемерит, пресмыкается, развращает Герцога. Он никому не сочувствует. Ни к кому не добр. Его никто не любил, кроме покойной жены. И с ее уходом он еще глубже ушел в свой исковерканный мир. Риголетто по сути воспитывает двух детей - Джильду и Герцога. Ее прячет и хранит изо всех сил. В нем же подпитывает и подкармливает чудовище.
- У вас есть любимый, самый дорогой вам исполнитель партии Риголетто?
- Я посмотрела спектакль, в котором заглавную партии спел и сыграл Пласидо Доминго. Риголетто был Доминго баритон… И это было прекрасно!
- Концепция спектакля в воплощении двух разных составов исполнителей. Как она меняется в зависимости от личности и вокальных возможностей артистов?
- Еще как меняется! Это разные люди, разные творческие личности - и персонажи получаются разные. Йонут Паску - он совершенно театральная, укорененная в сцену личность! Он растворяется в том, что переживает по роли. И умеет быть собой в любых режиссерских версиях. Герцоги - Оресте Козимо и Иоан Хотеа - очень разные. Иоан больше ребенок, незрелый, инфантильный, заигравшийся в страшноватые игры. А Оресте взрослый, циничный, беспощадный. Так же и наши Джильды. Две певицы - два образа, два рисунка роли. Но все артисты увлечены, все работают с полной отдачей. Публика увидит и услышит качественные вокальные и актерские воплощения.
- Я была на генеральной репетиции. Меня впечатлил дирижер Маттео Бельтрами. Он был у нас, дирижировал оперой "Орфей и Эвридика". Это было культурно и уравновешено. Достойно. Но Верди - иной субстрат. Дирижер живет в музыке, Верди явно его композитор. Очень тонко и искренне звучит душа великого итальянца в его трактовке…
- Дирижер помогает певцам. Он с ними единое целое.
- Каков ваш главный принцип, что главное условие в создании спектакля?
- Опера - это театр! Прежде всего - актерское существование на сцене. Актер должен быть, жить там! Полностью верить в то, что делает. До конца. Тогда есть отклик, контакт, тогда исполнитель растет в роли, раскрывается полностью, органично импровизирует. Вносит свои черты, детали. Нельзя спрятаться за приемами, трюками. Если преодолена, сломана в душе зрителя "четвертая стена", значит получилось. Искусство задает вопросы. Оно к этому призвано. И если эти вопросы звучат в душе человека после спектакля, если его задевает то, что произошло на сцене - значит, все было не напрасно. Я тут посмотрела один спектакль. В Камерном. Спектакль яркий, насыщенный разными эффектными штуками, там придумано и понастроено много всего - а выходишь ни с чем. Ощущение шумной пустоты. Для чего тогда были трюки?
- Я восхищалась вами в спектакле "Сказки Гофмана", вы были Стеллой. Роль без текста, без вокала. Но как царственно хороша была Стелла, элегантна и аристократична. Редко роль актрисы миманса так запоминается…
- … это получилось смешно и случайно! Искали актрису на роль Стеллы, режиссеру послали много фото разных претенденток. Он никого не одобрил. Я сказала: "Давайте пошлем и мое, и моей дочки…". Послали. Режиссер сказал: "Вот же, то, что надо".
- У вас есть любимый оперный режиссер?
- Дэвид Паунтни! Люблю все его спектакли! Очень люблю его "Риголетто"!
- Это тот спектакль, который со стеклянными кубами? С алой дорожкой - подиумом, по которой - как модели на дефиле - проходят придворные дамы…
- Именно! Изумительный спектакль! Паунтни - единственный такой. Я была его ассистентом на многих спектаклях, делала с ним в Бухаресте "Свадьбу Фигаро". Он настоящий! Общение с ним - восторг, счастье. И его оперный театр - волшебство.
Регина Александровская родилась в Москве, в интеллигентной семье. Она может часами рассказывать о талантах своей мамы, о том, как в доме было светло, ярко, какие интереснейшие впечатления остались с ней с детства. А мой вопрос, не жалеет ли она о маршруте своей оперной израильской жизни, она отвечает, ни на мгновение не задумываясь:
- Я счастлива быть в опере. Жить в опере. Если бы не опера, не знаю, как бы и где у меня сложилось…Моя семья (у Регины муж, дочь, мама - И.Ш.) меня видит редко. Когда прихожу относительно рано, все удивленно спрашивают: "Что так рано? Что-то случилось?".
Я рассматриваю накидку-блузку, которая надета на моей визави. Текст, " что я могу еще сказать… ", белый фон, на спине подпись дизайнера: Брук. Это одеяние украсил талантливый израильский художник Андрей Брук. Талант и выдумщик. Оригинал, любящий музыку. Я рассматриваю его творение:
- Вы отдаете должное красивой одежде…
- Мне эта штука очень подошла. Но обычная одежда не сильно меня вдохновляет. Муж говорит: "На тебе даже мешок будет хорошо смотреться".
Регина торопится. На бегу отвечает, что дома, для отдыха и "переключения" смотрит сериалы. Что в юном, московском студенческом возрасте была влюблена в актера Алексея Аграновича, который вот сейчас, вчера сыграл в спектакле Кирилла Серебренникова "Обыкновенная история" в рамках фестиваля "Jaffa-Fest". А вечером после интервью мы увиделись с Региной Александровской на еще одном спектакле гешеровского фестиваля. На "Надеждиных" Маши Машковой. Регина знает море людей из мира театра двух стран, остро чувствует актерскую душу, точность профессиональной работы. Верди стоит высокой волной, светом и неповторимым, одновременно всеобщим человеческим чувством и чудом в наших беседах. В волнениях и вопросах нашей жизни. Пусть бал Регины Александровской будет счастливым и ярким. И пусть мир за стенами этого праздника музыки будто мирным.
Читайте также
- Последний шанс для театралов Израиля прикоснуться к творчеству Жени Беркович - «Считалка» на израильских сценах
- Встретим Хануку и Новый год с «Пеппи Длинный Чулок» в Театре Zero
- Майкл Наки в Израиле: единственная встреча с израильской аудиторией
- Авторская программа Владимира Молчанова "До и после" в декабре в Израиле
- Дворжак, Бетховен - концерты Симфонического оркестра Ришон ле-Циона и Израильской Оперы в ноябре
Спектакли "Риголетто" Верди будут проходить в Оперном театре в Тель-Авиве по 19 июля 2024 года.
Дирижер - маэстро Маттео Бельтрами из Италии
В постановке оперы "Риголетто" заняты ведущие оперные солисты из Израиля и других стран, в том числе: Йонуц Паску и Лучиан Петрян в роли Риголетто, Хила Фахима и Вероника Брук в роли Джильды, Йона Хотеа и Оресте Козимо в роли герцога Мантуанского, Мариано Буччино и Петрос Магулас в роли Спарафучиле, Майя Лахиани и Шай Блох в роли Мадлен, Чан Дай Пак в роли графа Монтероне, Одед Райх в роли придворного Марулло, Яир Полищук в роли графа Чепрано и другие.
При участии Хора Израильской Оперы под управлением Итая Берковича.
Оркестр Оперы - Израильский Симфонический оркестр Ришон ле-Циона.
При участии 20 танцоров, специально отобранных для этой постановки (хореограф - Хилель Коган)
Даты представлений:
Воскресенье, 7 июля, 19.30 (премьера)
Понедельник, 8 июля, 20:00
Вторник, 9 июля, 20:00
Четверг 11 июля, 20:00
Пятница, 12 июля, 13:00
Суббота, 13 июля, 20:00
Воскресенье, 14 июля, 20:00
Вторник, 16 июля, 18:00
Среда, 17 июля, 20:00
Четверг, 18 июля, 18:00 (дополнительный спектакль)
Пятница, 19 июля, 13:00 (дополнительный спектакль)
Информация и билеты на сайте Израильской Оперы, по телефону 03-6927777, а также в "Браво"
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting