Zahav.СалатZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+18+13
Иерусалим
+16+9

Салат

А
А

Геноцид мертвых жаб

"Последнее лето" - лишенный клише взгляд на маленькое извержение вулкана. Это сцены из человеческой комедии, которую не дописал Бальзак.

25.07.2024
Самюэль Киршер, Катрин Брейя и Леа Дрюкер. Фото: Getty Images / Kristy Sparow

… Эта картина заканчивается на полуслове, на погружении в сон, в ночь. Точнее - муж главной героини, успев проговорить прильнувшей к нему супруге, только что вернувшейся с тайного, весьма скандального свидания с пасынком "какая ты холодная", мирно засыпает. Сцена перед последней - страстная, горячечная, абсолютный контраст тихому финалу фильма.

Оператор Жанна Лапуари снимает не тела, не половой акт, но лица и душу, музыку и вдохновение сжигающей страсти. Собственно, фильм именно об этом - о лицах, о душах. О последнем лете невинности. О лете, когда столкнулись, свились воедино неосознанная тоска по живому яркому чувству у взрослой женщины - и пробуждающаяся сексуальность, только что раскрывшийся, как бутон тюльпана, темперамент юноши. Школьника, открывающего для себя чувственный, тонкий, наполненный множеством нюансов мир.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

Фильм франко-норвежского производства выходит на широкий израильский экран с названием "Последнее лето", то есть с дословным, точным переводом французского названия. В российском прокате он назывался "Запретная страсть". Что, возможно, хорошо для рекламы, для привлечения народных масс в кинозалы, но очень смутно и, к тому, же весьма вульгарно передает суть кинопроизведения. Картина скорее про тяжкую ношу души, про феномен страсти, которую ни объяснить, ни втиснуть в условные рамки нельзя.

Режиссеру фильма, француженке Катрин Брейя в июле исполнилось 76 лет. Режиссер, писательница, сценаристка, актриса, она прославилась особой смелостью, дерзостью в показе интимных, чувственных сцен. Ее даже пытались внести в реестр создательницы порнофильмов. Катрин всегда волновало нечто глубоко личное, сокровенное, то, что благообразно прячется под грифом "детям не рекомендуется", что вызывает краску на щеках и злость в рецензиях ханжей, пуритан и разного рода воинственных блюстителей морали. Брейя была соавтором сценария великого фильма Федерико Феллини "И корабль плывет…". Сценарии для всех своих картин Катрин Брейя написала сама или - редко! - в соавторстве. В создании сценария фильма, о котором идет речь, принимал участие Паскаль Боницер.

До 2023 года, когда было снято и показано в Каннах "Последнее лето", Катрин Брейя ничего не снимала десять лет. Мне почему-то показалось знаменательным, что и день рождения режиссера-литератора Катрин Брейя, и последнее лето перед нашей войной, перед трагедией 7 октября, резонируют в названии. Вероятно, я теперь так и буду всегда, сколько мне суждено писать и рассказывать об искусстве, отмечать "лето перед войной". И особое ощущение ценности покоя, тишины, мирного горизонта и зеленого летнего мира для меня почти незаметным, символическим звуком-лучом будут стоять за экраном, страницей книги или сценой.

В главной роли снялась знаменитая, редкая по искренности, органике, оригинальности французская актриса еврейского происхождения Леа Дрюкер. Ее героиня Анн - адвокат. Специализируется на делах по защите прав детей и подростков в трудных случаях, в том числе - при проявлениях сексуального насилия. Ее муж Пьер (эту роль тонко и деликатно играет тоже очень любимый киноманами Франции и мира Оливье Рабурден), успешный, женатый вторым браком, респектабелен. Они с Анн, которая не могла иметь детей, взяли на воспитание двух прелестных маленьких девочек азиатского типа. Пьер много работает, нервничает, волнуется из-за того, что уже немолод, и жена, которая моложе и эффектнее, может утратить к нему сексуальный интерес. Эта роль прописана в сценарии довольно формально. Несколько реплик - и все. Актеру удается наполнить сухую схему, ходульный набор поступков глубиной и чувством. История его печальной и сложной душевной жизни трогает. Вроде и нет ничего трагичного, - хороший дом, нарядные семейные праздники, подарки в фольге, торт с кремом, полный комфорт - а в душе смятение, боль, вопросы…

Сын Тео от первого брака с отцом не находит общего языка, грубит, отгораживается гаджетами, завешивается от всех попыток сблизиться, найти точки совпадения, тепла понимания гривой непокорных кудрей… Актер Самюэль Киршер за роль Тео в этом фильме удостоился многих номинаций на престижные награды, похвал критиков. Он очень хорош: нервный, выразительный, абсолютно лишенный слащавости и чуждый устоявшейся "голливудской" норме красавчика-сердцееда. Он пламенный, но сдержанный. Почти дебютант, этот начинающий актер, сын актеров Жерома Киршера и Ирен Жакомб, заставляет сопереживать и задумываться.

Итак, Тео вступает с Анн в близкие отношения… Ах, как же жалко, бедно звучит этот выражение. Вступить можно в политическую партии или в болото. Хотя - это практически одно и тоже, принципиальной разницы нет. Их, его и ее, накрывает тайфун. Шквал, которому невозможно противиться. Который ломает перегородки логики, правил, беззаконный и дикий. Это выписано в сценарии и снято в картине вполне человечно и трогательно. Горделивая и холодноватая Анн становится живой, экспрессивной, ее синие глаза начинают искриться, а жесты и интонации становятся девичьими, юными. Тео тоже оттаивает, выходит из скорлупы, теряет свой эгоцентризм и холод. Фоном - лес, небольшое озеро, которое отнюдь не Комо.

Объятия под знаком запрета и греха… Создатели фильма не снимают свою историю о соблазнении, о ситуации с участием несовершеннолетнего. Это не анекдот, о том, как мальчик, которого в итоге отвергает взрослая любовница (она же под ударом, под ударом ее брак, репутация, весь ее мир!), пытается из мести обвинить ее в насилии. А она - используя профессиональные юридические знания плюс страз за себя и свой дом - умело выходит из ситуации.

"Последнее лето" - лишенный клише взгляд на маленькое извержение вулкана. Это сцены из человеческой комедии, которую не дописал Бальзак. Любовь (или что мы там пытаемся упрямо этим словом обозначить…), комфорт, устоявшийся быт, разрешенные удовольствия, материальная основа всего как главный фундамент бытия…

Героиня говорит мужу фразу, которую, наверное, многие могли бы вслед за ней повторить. "Вас самих от себя не тошнит?..".

Критики написали, что это ремейк датско-шведской картины 2019 года "Королева сердец" (режиссер Май эль-Туки). Не очень согласна: и акценты, и атмосфера принципиально отличаются. Поему я назвала заметки "Геноцид мертвых жаб"? Нам так же неясны феномены многих явлений природы (как необъяснима гибель огромного количества жаб, о которых говорит Пьер в фильме), как и наши действия - мотивы - эмоции. Мне неясно так много, что даже страшно перечислять. Думаю, вам тоже. Советую посмотреть этот фильм. В нем есть истинный художественный посыл. Тайна. Созвучие нашим жгучим скрытым мыслям. Дилеммы и красота. И очень хороши актеры…

Фильм "Последнее лето" скоро на экранах страны. В афише смотрите "А-кайц а-ахарон". На французском языке, титры на иврите. Французское лето подано!

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке