Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+17
Иерусалим
+22+14

Салат

А
А

Мирная жизнь в ореоле снега

Нам, с нашими изодранными нервами, тревогами, потерями, эта картина сегодня просто как чудесное успокоительное.

06.08.2024
Риккардо Милани, Вирджиния Раффаэле и Антонио Альбанезе. Фото: Getty Images / Stefania D'Alessandro

Я расскажу о камерном, негромком фильме. Погруженном в почти сказочную раковину благополучия. Таком мирном и тихом, что даже серьезная проблема, в нем затронутая, изложена таким образом, что выглядит не слишком обременительной. Почти несерьезной. Нам, с нашими изодранными нервами, тревогами, потерями, эта картина сегодня просто как чудесное успокоительное. Итальянский лечебный коктейль. Невольно сравниваешь чужие, далекие беды со знакомыми, собственными - и утешаешься. Будто обретаешь равновесие. Не то, чтобы завидуешь итальянскому изумительному пейзажу и умиротворенности - но сеанс уютной психотерапии с фильмом явно проходишь.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

Итальянский режиссер Риккардо Милани рассказал историю, которая получила название "Un mondo a parte". "Мир между нами". В русской дублированной версии это название стало выглядеть так: "Отдельный мир". На широкий израильский экран картина выходит под названием "Олам мафрид бейнейну". "Мир нас разделяет".

…Оператор Саверио Гуарна деликатно и мягко рассматривает для нас "отдельный мир". Уносит из зала в другую жизнь. В которой милый пустынный городок лежит в долине. Ее обступили горы. Вечером с высоты птичьего полета городок кажется горсткой цветных стеклышек. Зима в этой местности обездвиживает автомобили, парализует жизнь. Снег скрипит под подошвами, снег гонит к теплой печке. Холод берет в плен и транспорт, и людей. Горы взирают на человечков в долине равнодушно и горделиво. Красота природы поэтичная и бесстрастная. Тут падают неправдоподобно большие хлопья снега, похожие на клочья сахарной ваты.

В городке есть школа, в которой вместе, в одной комнате учатся все классы, но зато дети городка знают, как отличить голос сойки от голоса воробья, а малиновки от сойки. И очень хорошо знакомы с жизнью и творчеством поэта- пастуха, имя которого носит школа. Искажения цивилизации их не обошли стороной, и все они хотят стать "ютуберами" (убей меня, Бог, если я понимаю, почему всем так нравится этот эксцентрично - инфантильное стремление манипулировать чужим мнением в электронной бутылке с джиннами!).

Дети в городке любят свою школу. И вообще они вполне хорошие маленькие граждане. Сознательные и патриотичные. Учитель Микеле Кортезе, который по собственному желанию перевелся в этот городок из Рима, искренне удивлен: "Я много лет работал в школе имени Альберто Моравиа, и ни ученики, ни учителя не знали, кто это такой"… Я скажу тут о Моравиа для тех, кто не хочет пополнить грустный список учителя Микеле: Альберто Моравиа - выдающийся итальянский писатель, автор романов "Римлянка", "Презрение", "Конформист"… Глубокий психолог, одаренный художник слова. Мне очень нравится такое его высказывание: "Война переворачивает и искажает все - не только то, что мы видим, но и то, чего мы не видим, хотя оно и существует". По мне - так цитата невероятно актуально и остро звучит в наши кромешные дни.

Читайте также

Антонио Альбанезе, сыгравший роль Микеле, знаменитый итальянский актер, режиссер, сценарист, не впервые сотрудничает с Риккардо Милани. Их совместные картины - это комедии, в которых присутствует элемент мелодрамы. Зритель смеется - а слезы застилают глаза. Собственно, всякая комедия - это трагедия, которая произошла с кем-то другим.

Комичными ситуации, которые нам показывает фильм Милани, можно посчитать весьма условно. Горожанин вырвался из оков огромного города, в котором пережил крах двух браков, смертельно устал от угнетающей рутины, но где все было в экономическом и бытовом смысле налажено. И вот его машина застревает в снегу, и он в мокасинах на тоненькой подошве пробирается по сугробам. Не умеет разжечь печку. Смешно реагирует на реалии провинции. Рыцарски, горячо, демонстрируя находчивость и упорство, включается в борьбу по защите школы от равнодушных чиновников, желающих ее закрыть.

Неспортивный, лысоватый, самый обычный внешне синьор Микеле обаятелен. И сила, жизненность его обаяния заключены именно в этой притягательной, реалистичной, непарадной обыкновенности. Он вовсе не супермен, не гламурный красавец. Не везунчик. Не миллионер. Просто человек, какие встречаются на улицах, как столиц, так и провинциальных городов. Чуть растерянный в непривычной обстановке, он добр, неглуп, умеет ценить обаяние природы и людей. Находчив, когда надо. Остроумен, когда хочет. В нем зритель - независимо от языка и страны - может узнать себя.

Партнершей Антонио Альбанезе выступила тоже очень любимая итальянцами Вирджиния Раффаэлле. Милая, неброская в этой картине, умеющая точно, лаконично обрисовать характер, врезаться в память несколькими выразительными штрихами, актриса сумела трогательно и с глубоким сочувствием показать невеселую, монотонную жизнь провинциальной учительницы, несчастной в браке с равнодушным, привычно изменяющим мужем.

Чудесная задушевная линия, бриллиант чистой экранной воды - участвующий в фильме коллектив детей. Их глаза сияют, их живая и естественная реакция украшает не самый оригинальный сценарий, наполняет сюжет теплом и искренностью. Школу отстояли. И тут я снова вспомню свое утверждение о том, что этот фильм - немного сказка…

Дети смеются. Они торжествуют. И это прекрасно - когда дети счастливы. Это самое главное, на самом деле.

…Микеле, который вроде как решил после победы вернуться в Рим, остается в этом идиллическом мире (кто бы сомневался…), а героиня Вирджинии Рафаэлле вроде бы (так хочется думать…) обретает надежду на новый виток в личной жизни.

Музыка Пьерниколы ди Муро все соединяет в уютный и необременительный эпизод, который в очередной раз напоминает нам о возможности гармонии, о том, что мы сами творим свое счастье, свою сказку. И о мире, который для счастья необходим.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке