Мы ехали к морю, в Нетанию, на выставку. Дорога плыла городами- полями, с нами параллельно плыл поезд, напоминая своим движением о дальних странах, куда летят письма и песни. Вереницы машин, резкость водителей, которые в своих металлических футлярах чувствуют себя непобедимыми. Небеса - как сверкающий голубизной драгоценный топаз. Вот и нужный поворот, нужный город, площадь с фонтаном, похожим на стрелу индейцев, врытую в землю и исторгнувшую воду. Белые здания, красивые дети, царственно фланирующие по мостовым. Море дышит жаром. Над морем скала. Не как в Корнуолле, но все же. На скале - галерея, которая совершенно логично так и называется "Аль ха-Цук", то есть "На скале". Выставка получила название "Ядаим месапрот", "Руки рассказывают". Мы отодвигаем зной, горячее дыхание бирюзового моря, город, шум пестрого людского шествия при завершении недели. Белое, прохладно-успокаивающее пространство галереи поглощает внимание и начинает диалог с нашими тревожными душами. И я вижу руки. Очень разные, нежные, щедрые, драматичные, беззаботные, повествующие, безоговорочно - доминирующие. Они начинают свой рассказ. Кураторы выставки Сарит Айзенман и Арик Шнайдер нашли интересную сюжетную основу, - ведь руки имеют совершенно особое значение во всем, что есть цивилизация. И их место, значение в искусстве совершенно особые, невероятные. "Руки - это очень сложный организм, это своего рода дельта, в которую соединяются воедино множество текущих издалека жизней, чтобы вылиться в мощный поток", - сказал беспримерный интеллектуал, поэт Райнер Мария Рильке. Орган труда, продукт труда. Руки - символ. Рука прекраснейшей, нежной, скульптурной Уты…
Руки плакальшиц, изображенных на египетских гробницах…
Заклинающие - танцующие руки Будды из Сарнатха…
"Рука Бога" как ее увидел Роден. Дюрер, Рафаэль… Руки апостолов, мудро живущие особой жизнью в "Тайной вечере" Леонардо…
Актриса Натали Портман, еврейская красавица и умница, сказала, что руки - "самая красивая и выразительная часть тела". Модернизированной изобразительной цитатой из "Сотворения Адама" организаторы отметили лаконичную афишу своей выставки. Рука Адама и рука Бога¸ и еще рука. Которая держит нож…
"Вот все говорят, что зеркало души - глаза. Не совсем так. Руки говорят о человеке много, больше, чем глаза". Рядом со мной один из участников экспозиции, художник, большой и серьезный мастер, житель Нетании Иосиф Капелян. На этой выставке представлены его копии картин великих мастеров прошлого, картин, в которых именно руки несут важнейшую смысловую функцию.
Жертвоприношение Авраама: рука, державшая и выронившая нож, рука, закрывающая глаза несчастному мальчику, рука ангела. Они резонируют, взаимодействуют между собой. Луч-акцент, высвечивающий их, остается перед глазами надолго. Игра в карты, где умильные - льстивые мошенники обставляют богатую глупую даму, руки - в виртуозном трюкачестве… Руки - как главные герои. Они носители драматургического начала, эпицентр композиции. "Я люблю копировать, следовать мысли, логике великого художника… Так ведь всегда было, копирование - это удовольствие и способ познания. Я всегда много внимания уделял такой работе".
Иосиф Капелян предлагает нам всмотреться в созданный им раньше, не для этой выставки "двойной" портрет: руки - как персонификация личностей, руки - это люди, он и она на романтической прогулке. Две очень разные руки - два человека, две личности, два темпоритма, две характеристики…
…Экспозиция в галерее "На скале" удивляет и привлекает разнообразием. Литография, живопись маслом, смешанные техники…
Воспоминания, запечатленная в условных, символических образах реакция на современность, на то, что пугает и мешает дышать, фантазии, сны, исповеди…
Читайте также
Работы художницы - недавней репатриантки Оксаны - Мориа Каплан. Ее работы печальны, запоминаются взволнованностью, остротой. Руки, спрессованные, спаянные, руки конкретных людей, все руки-портреты. Все, кто ушел, кого поглотила тьма-война, ночь - жестокость. В завесе черного, в глубине непроницаемого фона - тонкие, золотисто-алые лепестки. Их замечаешь, когда долго смотришь на картину. Слой за слоем накладывала художница краску. Слов за слоем мы будто снимаем ее при рассмотрении. Оксана-Мориа комментирует. Но заметно, что комментарии даются ей с болью. "Бабушка, вот ее кольца…подруга…муж подруги…". Каждая рука - судьба. Путь. Драма. В картинах - потери и удары, трагичные виражи биографии - и все это выражено в руках. Они - носители идеи, интонации, стремления. Оксана рассказывает - и не может сдержать слезы. И зрители в галерейном пространстве принимают ее настроение, разделяют его.
…Алые детские образы, пугающие, зловещие, будто кадры из фильма ужасов. Мне кажется, я даже фильм вспоминаю. И скрежет музыкального сопровождения, и крики в тумане, и алые следы на ступеньках. Девочка с красными глазами прижимает покалеченную куклу. Другая девочка играет на окровавленной дудочке. Они смотрят невидящими глазами, а руки - главные герои, протагонисты, все в них. Страх, отчаяние, угроза. Детские травмы. Незаживающие раны. Алый закат детской наивности…
Рука, несущая знак-шамот со словами "Прости, что не уберегли тебя". Тень беды, ужаса и беспомощности 7 октября…
Картины, в которые вставлены, инкрустированы гобелены. Сердечные памятки, в которых жизнь семьи, любовь и память.
Интересна мне реакция Иосифа Капеляна: "Красивые картины… Интересный дизайн. Красиво смотрится… Интересная техника…".
Почему-то вспоминается фраза: "Сильные всегда добрые". Таланту легко радоваться другому таланту. Сильным - а Капелян такой! - нравится видеть рядом других сильных, ярких.
И я рассматриваю альбом с работами этого прекрасного художника: здесь путешествия, портреты, графика, фигуративные композиции. Зелень полей, покой лесов, города Европы, Литва, Германия, этническая родина, незабываемая Беларусь, горячая мистика Акко и Яффо, очарованные лица жены мастера и его сына… Искусство не заканчивается, не делает остановки в пути. Я смотрю на художника Капеляна. На белый, руками и сердцем созданный, оборудованный мир галереи. Лица зрителей-посетителей озарены каким-то особым светом. Пусть ненадолго. Пусть на краткий миг. Ведь он и есть настоящая жизнь.