Вторник

Правда ли, что полнолуние негативно влияет на здоровье людей?

Об угрозах здоровью, связанных с влиянием фаз Луны, сообщают не только эзотерические проекты и желтая пресса. Тему не обходят стороной даже кулинарные сайты.

Таша Соколова
22.10.2024
Источник:Проверено

Бытует поверье, что в полнолуние люди чаще обращаются в больницы (в первую очередь психиатрические), хуже засыпают, становятся более агрессивными и склонными к суициду. Мы решили проверить, подтверждается ли это статистикой.

Об угрозах здоровью, связанных с влиянием фаз Луны, сообщают не только эзотерические проекты и желтая пресса, но и новостные агрегаторы из самых разных стран, а также популярные женские блоги. В журналах Vogue и L'Officiel можно прочитать не только статьи о влиянии полнолуния на настроение и психическое состояние людей, но и инструкцию о том, как уснуть в эту фазу Луны. Тему не обходят стороной даже некоторые сайты, посвященные кулинарии.

Полнолуние - это фаза Луны, которая наступает, когда Земля находится между Луной и Солнцем. Поскольку спутник нашей планеты не излучает собственный свет, а отражает солнечный, в зависимости от положений этих трех небесных тел наблюдатель на Земле будет видеть отражаемый свет по-разному. В полнолуние солнечные лучи полностью освещают обращенную к планете сторону Луны, и поэтому она выглядит как идеально круглый диск, ярко светящийся в ночном небе.

С древности полнолуние имело большое значение для людей. Оно служило ориентиром при составлении календарей и помогало в планировании земледельческих работ. От фазы Луны зависят также приливы и отливы - изменение уровня воды в океанах из-за гравитационного притяжения спутника. Также полнолуние было связано с множеством мифов и легенд. Например, некоторые верили, что в это время оборотни выходят на охоту, а люди становятся более эмоциональными или склонными к безумию.

В 2017 году группа американских ученых проанализировала частоту обострений у 1857 пациентов одной психиатрической клиники старше 17 лет и связь таких эпизодов с лунным циклом. Выяснилось, что в полнолуние ситуаций, требующих обращения за неотложной помощью, было немного меньше, чем в остальные фазы. Однако разница слишком незначительна, чтобы можно было сделать достоверные выводы.

В 2019 году эти наблюдения подтвердила другая группа исследователей из США. Они изучили количество госпитализаций и обострений у пациентов, уже проходящих лечение, за почти пятилетний период. В статистике фиксировались, в частности, случаи увеличения агрессии и повышенного возбуждения. Затем собранные данные они сопоставили с графиками изменения фаз Луны и солнечных затмений. Выяснилось, что, вопреки ожиданиям, в полнолуния и периоды затмения частота обострений снижалась (но, как и в более раннем исследовании, недостаточно для того, чтобы счесть результаты показательными).

Не зафиксировали влияние полнолуния на поведение людей и швейцарские специалисты. В 2019 году они изучили записи о 17 966 госпитализированных в местную психиатрическую лечебницу. Согласно выводам исследователей, в полнолуние частота госпитализаций не выше, чем в другие периоды, а у пациентов, поступивших в учреждение здравоохранения в эту фазу, длительность лечения не превышала аналогичного показателя у других больных.

Ранее, в 2005 году, немецкие психиатры сопоставили с фазами Луны данные о 3054 самоубийствах и не обнаружили закономерности между лунным циклом и частотой суицидов. Исследователи лишь отметили, что в безлунные ночи мужчины младше 40 лет чаще предпочитают уйти из жизни, например, приняв яд, а не застрелившись. Однако и это различие, как и в большинстве предыдущих случаев, было на грани статистической погрешности.

Крупные метаанализы, обобщающие результаты отдельных наблюдений, также не выявили никакого особого влияния Луны на поведение людей. Проанализировав 37 опубликованных и неопубликованных исследований, специалисты Американской психологической ассоциации не нашли закономерностей между фазой лунного цикла и частотой психических обострений, требующих госпитализации, самоубийств, убийств и других насильственных преступлений. Канадские ученые включили в свою выборку 20 исследований о совершенных суицидах, неудачных попытках уйти из жизни и угрозах это сделать. Связи с лунным циклом они также не обнаружили.

Вместе с тем в 2019 году в США был описан необычный случай: у 67-летней пациентки с биполярным аффективным расстройством смены эпизодов (маниакального / гипоманиакального и депрессивного) синхронизировались с лунным циклом на фоне приема определенного препарата лития и повышенного уровня тиреотропного гормона. После смены препарата, нормализации уровня гормона и курса светолечения пропала и связь с фазами Луны. Ученые затруднились объяснить природу такого совпадения.

В 2019 году Симо Няйхя, ученый из финского Университета Оулу, изучил, могут ли фазы Луны влиять на частоту убийств. Он проанализировал 6808 таких преступлений, совершенных в 1961-2014 годах, и выяснил, что в полнолуние их число было на 15% меньше, чем в новолуние, а разница между количеством убийств в самый светлый и самый темный квартиль цикла составила целых 86%. Такую закономерность ученый не объяснил. Однако можно предположить, что активность преступников связана не с таинственным влиянием спутника, а с уровнем освещенности - чем он выше в ночное время, тем сложнее напасть незаметно. В 1999 году ученые из Калифорнийского университета выдвинули гипотезу, что до появления современных осветительных приборов Луна была основным источником света ночью и тем самым влияла на цикл сна и бодрствования, как правило, вызывая недосып во время полнолуния. Он, в свою очередь, мог способствовать обострению мании / гипомании у восприимчивых пациентов с биполярным расстройством и судорогам у пациентов с судорожными расстройствами. Исследователи предположили, что именно это легло в основу убеждения о связи полнолуния и психических расстройств. Правда, проверить эту гипотезу в условиях современного искусственного ночного освещения крайне проблематично.

Впрочем, в 2021 году такую попытку предприняла команда ученых из США и Аргентины. Они сравнили качество и длительность ночного сна у американцев в крупных городах и живущих без доступа к электричеству представителей южноамериканской народности тоба. В лунные ночи обе исследуемые группы засыпали позже и спали меньше. Похожие данные получили и швейцарские исследователи, которые провели эксперимент с участием 33 добровольцев. Участники не знали, что ученых интересует влияние лунного света на качество сна, а чтобы свести на нет влияние освещенности, волонтеры проводили ночи в специальной комнате, полностью изолированной от света. Исследователи фиксировали время, требующееся для засыпания, продолжительность сна и его качество (а точнее, длительность глубокого сна). В дни полнолуния участники засыпали на 5 мин. дольше, спали на 20 мин. меньше, а фаза глубокого сна сократилась на 30%.

В остальном, как показывают исследования, полная Луна влияет на человека незначительно. Хотя и есть убеждение, что роды происходят чаще в полнолуние, научные данные это не подтверждают. Франциско Марко-Гарсиа, историк из ЮАР, проанализировал данные о 23 689 рождениях с 1810 по 1929 год, на этот период пришлось 1484 лунных цикла. Оказалось, что в дни полнолуния происходило столько же рождений, сколько и в другие фазы Луны. Более свежий массив данных предоставили японские ученые - они рассмотрели записи за 1996-2007 годы в одной из больниц в префектуре Фукуока на юге страны. В общей сложности в исследовании использовалис статистику по 1507 рождениям, авторы исключили из выборки недоношенных детей и стимулированные роды. Ученые не обнаружили связи между частотой рождений и лунным циклом, однако отметили, что в полнолуние, а также предшествующие и последующие ему дни дети чаще появлялись на свет вечером и ночью, а в новолуние - днем. Исследователи предполагают, что эволюционно человеческий организм приспособился к уровню освещения и спонтанные роды чаще происходят тогда, когда его достаточно, то есть в лунные ночи или днем.

Из доступных научных данных следует, что постояльцы домов престарелых страдают от возбуждения во время полнолуния даже чуть реже, чем в другие фазы лунного цикла, хотя эта разница и не статистически значима. В это время нет всплеска обращений за психологической помощью из-за тревоги или депрессии. Дорожно-транспортные происшествия, как показывают исследования, не случаются чаще в полнолуние. В эту фазу Луны люди не чаще подвергаются нападениям с применением тупых или колюще-режущих предметов, а также огнестрельного оружия, чем в другие. Не зафиксировано и увеличение числа обращений за медицинской помощью из-за укусов собак, и учащение случаев передозировки наркотическими средствами.

Таким образом, хотя исследования и показывают, что в полнолуние люди несколько хуже спят, на других аспектах жизни оно почти никак не сказывается. Ученые не фиксируют связи между фазами Луны и депрессией, тревогой или агрессией, частотой убийств и других насильственных преступлений, ДТП, суицидов и передозировок. Люди с психическим диагнозом во время полнолуния не становятся более подвержены обострениям, а если и попадают в это время в больницы, проводят там столько же времени, сколько и пациенты, которым потребовалась госпитализация в другие фазы лунного цикла.