"Потец" (17:00, 1992)
Мультфильм снят через год после распада СССР, но мы не могли не включить его в эту подборку. На руках у старца сидят три малыша - только один из них лысый, другой - с сильным облысением, а третий - с усами. Старец достает вишню, с нее падает капля - и разбивается на множество осколков. Малыши, которые, как мы понимаем, вовсе не дети, весь мультфильм выясняют, что такое потец (и в конце концов выяснят).
Мог ли мультфильм, снятый по произведению обэриута Александра Введенского, быть прямолинейным, простым и легко понимаемым?
"Ад" (17:08, 1983)
Груди и бедра уродливых людей, сладострастные и будящие похоть танцы, пьяный угар, пламя и пулеметы. Монохромная картина человеческих пороков, цветущих в этом чертовом кабаре, - эдакий милитаризированный Босх.
Мультфильм сделан по мотивам гравюр эстонского художника Эдуарда Вийральта. В 1930-е он жил в Европе и видел, как нацисты приходили к власти.
"32 декабря" (16:13, 1988)
Скоростной поезд под названием XX век мчится сквозь время. "Поезд, что чуть-чуть не в норме, а быть может, не чуть-чуть", - поется в одной из песен мюзикла. "Чуть-чуть мы все похожи на свихнувшихся чуть-чуть", - поется в другой.
Во время ссоры женщина превращается в лошадь, ее муж - в обезьяну. В какой-то момент этого психоделического роуд-муви лошадь преграждает путь поезду, вышедшему разобраться с ней машинисту (он же Дед Мороз) она рассказывает, какие мерзкие эти мужчины. Тот убеждает ее, что не все такие. "Уважаемая лошадь", - обращается к ней Мороз. "Никакая я не лошадь, это, видимо, такое выражение лица", - самоиронично отвечает она.
"Его жена - курица" (12:46, 1990)
Его жена, судя по всему, и правда курица. А вот кто он - сказать сложно. Вроде похож на человека и ножки любит в теплой воде попарить, но слишком уж он синий. На спинке его кресла любит прикорнуть жирная гусеница с пышной прической, хвостом и человеческим лицом.
Муж в упор не видит, с кем живет. Или его все устраивает? Но заходит знакомый и приносит ему подарочек - шепчет на ухо правду про его супругу. Чем все закончится? У мультфильма есть большое количество разнообразных интерпретаций. Придумайте свою.
"Фру-89" ("Слева направо" - 4:00, "Жертва", - 3:00, 1989)
Психотерапия пыталась проникнуть в СССР с помощью мультфильмов еще в конце 80-х. "Фрустрация - состояние подавленных потребностей", - сообщают зрителям в начале мультфильма. В мультике "Слева направо" мы видим, что творится в голове у голодного щенка. Мультфильм снят Иваном Максимовым. Если зайдет его стиль и приглянутся его персонажи, обратите внимание и на другие его работы.
Мультфильм "Жертва" - про мужчину средних лет, который живет тем, что проставляет печати на документах. У него фрустрирована другая потребность - и у него перед глазами непрерывно фланируют аппетитные, соблазнительные женщины. Одна из них оставляет у него в кабинете бюстгальтер. Мужчина примеряет яркий и интересный предмет одежды - и грудь вырастает у него самого. После чего происходит то, что можно назвать вакханалией и бунтом грудей.
"Зеленый медвежонок" (9:49, 1978)
Медвежонок - он же шапка, он же поезд, он же гриб, куст с ягодами, огромная голова клоуна и скворечник. Окружение ему под стать, но он, конечно, главная звезда - и очень этому рад.
"Крылья, ноги и хвосты" (3:54, 1985)
В почти голой, почти безжизненной пустыне обитают ящерица и страус - тоже почти голый, покрытый редкими волосами. Возможно, именно из-за всеобщей бросающейся в глаза наготы три пера в хвосте страуса и вызывают такой ажиотаж?
"Ух ты, говорящая рыба!" (7:31, 1983)
Волшебная сказка с классическим сюжетом про находчивого героя, помогающего старикам. Мультфильм не попал бы в эту подборку, если бы не образ Доброго Э-эха и его крышесносные преображения, не дающие оторваться от экрана.
Картина снята на студии "Арменфильм". Другие их мультфильмы тоже достойны кринжевания и восхищения, например "В синем море, белой пене", "…Три синих-синих озера малинового цвета…", "Кнопка".
"Колобок" (2:09, 1990)
Если бы сказку "Колобок" снимали в депрессивном районе большого города в ночь с пятницы на субботу. Ну или утром в понедельник.
"Воскресенье" ("Сон технократа", 1977)
Один день из жизни человека, за которого все делают машины и роботы. Стильно, отталкивающе, наводит на невеселые размышления.
"Что-то вроде гибрида „Матрицы" и „Черного зеркала", помноженного на „Страх и ненависть в Лас-Вегасе"" - очень меткое определение интернет-рецензента.
"Халиф-аист" (20:00, 1981)
Халиф, используя волшебный порошок, превращается в аиста. Он встречает кокетливую аистиху и веселится с ней, забывая, что ему нельзя смеяться, ведь тогда он забудет волшебное слово и не сможет снова обернуться человеком.
Вместе с саламандрой в кувшине халиф-аист отправляется на поиски спасения и попадает в логово волшебника, где встречает его слуг - таких же заколдованных, по которым плачет кунсткамера.
"Контакт" (9:46, 1978)
Стиляга в клешах и красном шарфе отправляется на природу. Яркая идиллическая картинка прерывается появлением танцующих треугольников и прочих геометрических фигур. А затем взору уже подготовленных зрителей представляется радужное жидкое существо, которое с успехом имитирует разные объекты. Только мелодию из "Крестного отца" ему почему-то удается повторить не сразу.
"Медвежуть" (10:01, 1988)
Сны голодного щенка мы уже видели. Теперь посмотрим на сны медведя!
Бобер, пожелавший высиживать птичьи яйца, утка, которой аист принес не утенка, а зайчонка, - этих и других удивительных и невероятных персонажей медвежьих снов вы увидите в "Медвежути".
Читайте также
Приятного просмотра!