Апрель
Режиссер - Деа Кулумбегашвили. Грузия
Драма поразительной силы и радикализма (который может оттолкнуть неподготовленного зрителя) формально касается проблемы абортов - де-юре легализованных, де-факто не практикуемых во многих регионах Грузии. На деле же эта шокирующая, пугающая и пронзительно красивая картина сочетается с политическим кризисом в родной стране режиссерки, демонстрируя столкновение гуманизма с архаикой, человеческого - с животным.
"Апрель" - одно из многих доказательств того, что настоящее время кинематографа принадлежит женщинам. И пора уже перестать ассоциировать "женскую режиссуру" с мягкостью и сентиментальностью.
Спецприз фестиваля в Венеции, главный приз Киноакадемии Азиатско-Тихоокеанского региона.
Битлджус Битлджус
Режиссер - Тим Бертон. США
2024-й - год сиквелов, в том числе весьма неожиданных. Целую жизнь спустя после черной сказочной комедии "Битлджус" (1998) Тим Бертон, Дэнни Элфман, Вайнона Райдер и Майкл Китон вернулись в оставленную ими вселенную.
Двери между жизнью и смертью вновь открыты. Демон-трикстер из мира мертвых проникает в маленький американский город, а его по пятам преследует бывшая (в этой роли - нынешняя муза и возлюбленная режиссера Моника Беллуччи). Изобретательный, трогательный, уморительный, парадоксальный фильм о том, что смерть всегда рядом с нами и хватит уже ее бояться.
"Битлджус Битлджус" - первый за долгие годы большой коммерческий успех Бертона. Картина заработала в мировом прокате 451 миллион долларов.
Вермильо
Режиссер - Маура Дельперо. Италия
Самый красивый фильм года снял оператор всех картин Андрея Звягинцева - обладающий моментально узнаваемым почерком Михаил Кричман. Начиная с предутренней синевы заснеженных предгорий Южного Тироля, где и находится деревня Вермильо, он вместе с режиссеркой Маурой Дельперо под музыку Шопена и Вивальди проводит нас по четырем временам года. И как бы ненароком, сдержанно, без манипуляций рассказывает душераздирающую историю встречи и расставания.
Действие разворачивается между 1944 и 1945 годом, в Европе заканчивается война, и солдат-дезертир влюбляется в дочь учителя. Весь этот фильм-вселенная - о том, каково жить, любить, надеяться во время войны.
Гран-при Венецианского фестиваля, претендент от Италии на "Золотой глобус" и "Оскар".
Виды доброты
Режиссер - Йоргос Лантимос. Греция, США
Интригующая и раздражающая комедия абсурда доказывает: после сногсшибательного успеха "Бедных-несчастных" Лантимос не собирается уходить в комфортный мейнстрим.
Три притчи без намека на мораль последовательно рассказывают о немотивированном убийстве, раздвоении (буквально) пропавшей без вести и столь же бессмысленном воскрешении. По сути, это кощунственная инверсия христианского мифа, невозмутимо разыгранная слаженным актерским ансамблем (на каждого - по три роли). Уиллем Дэфо, Маргарет Куэлли и Эмма Стоун вернулись после "Бедных-несчастных", но есть и новенькие. Среди них - Джесси Племонс, удостоенный за тройную работу актерского приза в Каннах. А еще в команде Лантимоса вновь оператор Робби Райан и композитор Джерскин Фендрикс.
Картина также получила в Каннах номинацию на главную награду - Золотую пальмовую ветвь. Фильм уступил "Аноре" Шона Бейкера.
Все, что нам кажется светом
Режиссер - Паяль Кападиа. Индия
Этот фильм - не просто о любви, это сама воплощенная любовь, рассыпанная и разлитая в суетливом сумраке мегаполиса. Две одинокие медсестры в Мумбаи мечтают о счастье - и обретают его, но не так, не тогда и не там, где и как предполагали.
Игровой дебют Паял Кападиа - лауреатки каннского приза за лучшую документальную картину - несет и политический заряд. Последовательные протесты молодой постановщицы против националистического популистского правительства Индии привели к тому, что ее уникальную картину, попавшую во множество итоговых списков 2024-го, не выдвинули на соискание "Оскара". Это оказалось причиной локального скандала - но хуже от этого фильм, разумеется, не стал.
Гран-при Каннского фестиваля.
Мастер и Маргарита
Режиссер - Михаил Локшин. Россия
Сенсация российского проката и его необъяснимый парадокс: отчетливо антицензурный и антитоталитарный фильм, режиссер которого (вдобавок ко всему американец) открыто выступил против войны, попал на широкие экраны в РФ и прошел с огромным успехом, особенно заметном на фоне отсутствия поддержки со стороны государственных телеканалов.
Этот набор фактов отвлекает от важного: перед нами - самая точная киноинтерпретация шедевра Михаила Булгакова. Ее авторам удалось пренебречь буквой первоисточника (иногда весьма смело), но сохранить таинственный, лирический и глумливый дух самого читаемого русского романа ХХ века. Как у них это получилось, да еще и в страшном 2024 году? Мистика.
"Мастер и Маргарита" вошел в тройку самых кассовых фильмов 2024 года в России.
Новый год, который так и не наступил
Режиссер - Богдан Мурешану. Румыния
Нет лучше фильма, чтобы встретить Новый год. Особенно если вы живете в России или другом авторитарном государстве. Дебютант из Румынии собрал из разрозненных элементов монументальную фреску о внезапном - можно сказать, чудесном - падении режима, обладающую симфонической цельностью.
Под музыку равелевского "Болеро" в беспокойном декабре поворотного 1989 года жители социалистической Румынии прячутся, боятся, рискуют, совершают подлые и благородные поступки. Никто из них не догадывается, что буквально через несколько дней их жизнь изменится навсегда, а страшный непобедимый противник-Левиафан вдруг окажется жалким и смешным.
Главный приз программы "Горизонты" в Венеции - второй по значимости на фестивале, которую называют программой "новых трендов в кино".
Носферату
Режиссер - Роберт Эггерс. США
Можно выразить уважение американскому режиссеру-перфекционисту лишь за то, что он вновь сделал вампирский жанр страшным, пересняв со вдумчивой точностью первый великий фильм канона - "Носферату, симфония ужаса".
Однако новый "Носферату" - все же не только ремейк картины 1922 года. Романтическая кинопоэма, вдохновленная живописью Каспара Давида Фридриха, содержит в себе очевидные аллюзии на нашу хаотичную эпоху с ее эпидемиями, войнами, фобиями и даже несущим смерть русским кораблем. А еще дает голоса неузнаваемому графу Орлоку и его возлюбленной и жертве Элен (незабываемые роли Билла Скарсгарда и Лили-Роуз Депп).
О чем это все в конечном счете? О том, что и в смерть можно влюбиться.
Саван
Режиссер - Дэвид Кроненберг. Канада
Приведший критиков в недоумение, иногда переходящее в возмущение, оставшийся без наград и с большим трудом нашедший дистрибьютора философский боди-хоррор снят 81-летним основоположником жанра как автобиографическое признание. Недаром сыгравший главную роль Венсан Кассель загримирован под самого Кроненберга.
Потеряв жену, умершую несколько лет назад от рака, и не смирившись с утратой, канадский режиссер нафантазировал технологию, способную если не воскрешать мертвых, то хотя бы поддерживать с ними связь и после похорон. Высокотехнологичный саван - по сути, камера, снимающая разложение тела и транслирующая этот процесс на монитор, установленный на надгробии, и приложение в твоем телефоне.
Остроумная и угнетающая картина о том, что смерть близких - по-прежнему непреодолимое табу - задает странный вопрос: если кинематограф - это запечатленное движение, а смерть - остановка движения, то способна ли киносъемка продлить закончившуюся жизнь? Иногда кино - последнее, на что можно надеяться.
Читайте также
Субстанция
Режиссер - Корали Фаржа. Франция
Смерть пленительна и страшна, жизнь мучительна и смешна. Хулиганская, едкая, издевательская, беспощадная, эротичная "Субстанция" - момент славы для француженки Корали Фаржа. Можно считать ее картину ответом Кроненбергу, которого режиссерка считает своим вдохновителем.
Знаменитую в прошлом актрису увольняют с телевидения, где она вела программу аэробики. От отчаяния актриса находит радикальный способ преобразиться в юную и желанную версию себя - но за трансформацию придется заплатить дорогую цену.
Обе звезды энергичного и перверсивного боди-хоррора, играющие две ипостаси одной личности, Деми Мур и Маргарет Куолли, признаются, что никогда не пошли бы на подобную откровенность, если бы постановщиком фильма был мужчина. "Субстанция" - женская версия поучительной сказки о Дориане Грее. А еще это фильм о нашем вполне универсальном ужасе перед старением, о тщетности попыток стать лучше, перегнав и обманув время. Впрочем, кто бы какие фильмы ни снимал, мы все равно будем стараться.
Приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале.