И с чего это депутат госдумы, артист и кинорежиссер Бурляев попросил СК РФ расследовать смерть Михаила Юрьевича Лермонтова? Если вспомнить его фильм про поэта и юдофобскую истерию вокруг личности Николая Соломоновича Мартынова, многое становится понятным…
Депутат Госдумы, народный артист России Николай Бурляев попросил Следственный комитет провести расследование обстоятельств смерти поэта Михаила Лермонтова, погибшего на дуэли в 1841 году.
"Убедительно прошу Вас о проведении современного, честного, непредвзятого расследования с использованием современных технологий, имеющихся в распоряжении Следственного комитета России", - говорится в обращении депутата, которое цитирует РИА "Новости".
Михаил Лермонтов погиб на дуэли с отставным майором Николаем Мартыновым 27 июля 1841 года на склоне горы Машук в Пятигорске, напоминает Радио Свобода.
По словам Бурляева, на протяжении многих десятилетий лермонтоведы, специалисты в области криминалистики, баллистики и медицины говорили о недобросовестности следствия, которое провели сразу после гибели поэта в 1841 году. В частности, Бурляев обращает внимание, что Лермонтов умер от пули, попавшей в его тело "по невероятной для ровной поверхности траектории - снизу вверх, под углом почти в 40 градусов".
В 2004 году в статье "Байкальского медицинского журнала" о судебно-медицинских аспектах ранения и смерти Лермонтова, отмечалось, что угол направления раневого канала составлял 20-35 градусов к горизонтали. А так как Лермонтов стоял немного выше Мартынова, то пуля при выстреле из его пистолета могла иметь приблизительно или слегка восходящее направление, считают авторы статьи.
В 1986 году Бурляев снял фильм "Лермонтов" с собой в главной роли, своей женой в роли матери поэта, а бабушку Лермонтова сыграла теща Бурляева. Картину в прокат не пустили, режиссер объяснил это масонским заговором.
Николай Бурляев был избран в Госдуму в 2021 году от партии "Справедливая Россия - За Правду". Он работает зампредседателя комиссии по вопросам депутатской этики, а также первым зампредом комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений. Весной прошлого года выдвинул инициативу ввести в школах России новый предмет - уроки целомудрия. Выступал также за декриминализацию насилия в семье.
Сенатор Айрат Гибатдинов, комментируя обращение депутата Николая Бурляева в Следственный комитет заявил, что не следует отвлекать сотрудников СК, у которых достаточно много важных дел, таким "информационным шумом".
* * *
За Бурляевым давно закрепилась слава убежденного юдофоба. А фильм "Лермонтов" стал чем-то вроде его манифеста (подробно это разбирается в статье Льва Бердникова "Произведен в eвpeи"). Многие домыслы основаны на отчестве Н.С.Мартынова, убившего поэта на дуэли. Соломонович - это звучит подозрительно (хотя библейские имена вовсю давали и дают православные, а Мартынов к тому же был дворянином).
Мы же сейчас процитируем непростую из-за научного стиля, но очень важную и глубокую статью Анны Разуваловой "Конспирологический сюжет в фильме "Лермонтов" и "Дневнике кинорежиссера" Н. Бурляева: об "этнографии эмоций" национально-консервативного сообщества":
"В статье рассмотрена трактовка режиссером Николаем Бурляевым сюжета "смерти поэта" в фильме "Лермонтов" (1986) и "Дневнике кинорежиссера". Мотивы масонского заговора против русской классики, циркулировавшие в национально-консервативной среде, открывают аффективные основания конспирологических построений и позволяют взглянуть на позднесоветских националистов как на "эмоциональное сообщество" (Б. Розенвейн). Бурляев воспринял критику своего фильма о "подлинных" причинах смерти Лермонтова как очередное доказательство деятельности тайных масонских структур и попытался описать собственную позицию в терминах открытого сопротивления скрытому врагу. Попытка публичного разоблачения Бурляевым механизмов заговора позволяет понять, как в ситуации общественно-политических перемен травматичные эмоции ущемленности и ресентимента работали в качестве "инструмента социабельности", создавая патриотическому сообществу нонконформистскую репутацию и превращаясь в важный источник политического действия.
Меня интересует довольно популярный в национально-консервативной среде и, что немаловажно, представленный в публичной советской культуре 1970-1980-х гг. сюжет масонского заговора против русской литературы. В статье рассматривается интерпретация сюжета смерти "святого" поэта от рук тайного врага в фильме Н. Бурляева "Лермонтов" (1986) и "Дневнике кинорежиссера" - своеобразном авторском комментарии к картине и обстоятельствам ее выхода на экран. Бурляев, несомненно, всего лишь эпигон национально-консервативной идеи, у которой были куда более яркие и талантливые глашатаи (например, В. Кожинов, Ю. Селезнев или некоторые писатели-"деревенщики"). Однако именно история с фильмом "Лермонтов" - попыткой публичного разоблачения механизмов заговора - предельно ярко обнажила аффективные основания конспирологических сюжетов в патриотической аранжировке и продемонстрировала, как в ситуации общественных перемен 1986-1988 гг. эмоции становятся эффективным "инструментом социабельности" [Rosenwein 2010: 20], обеспечивающим внутригрупповую консолидацию сообщества, воздействующим на его публичную самопрезентацию и политическую программу.
"Лермонтов" вышел на экраны в годы перестройки, но на конспирологический посыл картины цензурные послабления перестроечных времен не оказали практически никакого влияния. Его концептуальные истоки - в "долгих 1970-х" и длительной работе национально-консервативного лагеря по обоснованию и популяризации идеи масонского заговора против отечественной литературы…
Читайте также
Проблематика политического масонства и масонского заговора в советском публичном пространстве 1970-х - первой половины 1980-х гг. существовала и в прочной контекстуальной увязке с антисионизмом, маскировавшим антисемитизм, и "сама по себе", в качестве отдельного дискурсивно-тематического блока.
В 1970-е гг. национал-консерваторы с удивительным постоянством напоминали аудитории о том, что против русской классики ее тайные и явные противники ведут давнюю войну… Взяв за основу один из топосов русской культуры ХIХ-ХХ вв. - миф о "святом" поэте, они имплантировали его в актуальные для них политико-культурные контексты, в которых величественное классическое наследие вдруг обнаруживало удивительную уязвимость перед лицом врагов, намеревающихся его опорочить, принизить, исказить либо, следуя отработанным еще в XIX столетии методам, физически устранить выдающихся творцов и тем самым подорвать мощь России".
Разумеется, нас не должно отвлекать от темы юдофобии упоминание масонства - напомним, у антисемитов это слово обычно присутствует в виде "жидо-масонства". А Бурляев как раз один из глашатаев этой связки "врагов русского народа" - евреев и масонов.
* * *
Ну и несколько штрихов к портрету Z-патриота.
В марте 2014 года Бурляев поддержал аннексию Крыма, подписал письмо президенту России Владимиру Путину в поддержку аншлюса.
В марте 2022 года поддержал вторжение России в Украину, явил что российское нападение на Украину является "хирургической операцией по вырезанию раковой опухоли нацизма".
Стал одним из соавторов законопроекта, запрещающего пропаганду так называемого образа жизни "чайлдфри" и популяризацию "нетрадиционных сексуальных отношений". Выступает за введение цензуры в области искусства.
Внесен в санкционные списки стран Евросоюза, Канады, США, Великобритании, Швейцарии, Австралии, Латвии, Украины, Японии и Новой Зеландии. за "соучастие в войне Путина" и "поддержку усилий Кремля по вторжению в Украину".