2025-й год объявлен годом памяти Дмитрия Дмитриевича Шостаковича - памяти гениального, выдающегося композитора 20-го века. В этом году мир будет отмечать 50-летие со дня его смерти. Данью уважения одному из величайших и столь значимых музыкантов станет особая программа "Памяти Шостаковича" в исполнении Иерусалимского симфонического оркестра под руководством маэстро Юлиана Рахлина.
В программу трех концертов, которые пройдут в Иерусалиме, Тель-Авиве и Хайфе с 12 по 14 февраля, вошли два произведения, которые будут исполнены в Израиле впервые: жизнерадостные "Озорные частушки" Родиона Щедрина и духовный, философский концерт "Offertorium" для скрипки с оркестром Софии Губайдулиной, в котором маэстро Рахлин солирует как скрипач.
Кульминацией вечера станет Пятая симфония Шостаковича - величественное и драматичное произведение, воплощающее борьбу художника за свободу и передающее всю сложность человеческих переживаний.
Редактор и ведущая "Радио КАН РЭКА" Таня Барская в программе "Анонс" побеседовала с маэстро Рахлиным о программе, посвященной Шостаковичу.
- Юлиан, как давно вы задумали эту программу?
- Идея появилась давно. В 2006 году отмечалось столетие со дня рождения Дмитрия Дмитриевича. Тогда я организовал большую серию концертов памяти Шостаковича в Вене. В программу тех концертов не входили симфонии, но мне удалось оба скрипичных концерта, альтовую сонату, квартеты.
Мне также удалось исполнить довольно много квартетов Шостаковича с самим Мстиславом Леопольдовичем Ростроповичем - это были незабываемые впечатления!
Я приносил на репетиции красный фломастер и записывал каждое слово Ростроповича - когда он говорил, мне казалось, что его слова исходили от самого Шостаковича.
У меня до сегодняшнего дня сохранились нотные записи, где отмечено каждое его слово.
Когда я обдумывал программу нынешних концертов, было естественно, что обязательно должна прозвучать одна из 15 больших симфоний. Для особой серии концертов в Израиле с Иерусалимским симфоническим оркестром я выбрал именно Пятую симфонию.
- Пятая симфония создавалась в Ленинграде. Шостакович начал писать ее в 1937 году, в том самом очень нехорошем году, когда уж вовсю раскручивались репрессии в Советском Союзе. Впервые Пятая симфония была исполнена в ноябре 1937 года.
- Замечу, что между 1936 и 1941 в СССР были уничтожены 7 миллионов людей. До 1936 года Шостакович написал четыре симфонии, три из которых были исполнены. Тогда он еще был любимчиком власти и признанной звездой академической музыки.
- Звездой, которая все равно оказалась в итоге в опале - его травили…
- Да, это случилось, после премьеры его оперы "Леди Макбет Мценского уезда". Сталину доложили о громадном успехе оперы, но ему она не понравилась. Он демонстративно покинул зал в середине действия, сказав, что Шостакович ему не интересен, и позволил ему после этого писать музыку только к фильмам.
- Шостакович написал музыку к более чем 30 фильмам. Был вынужден делать это, чтобы зарабатывать средства к существованию.
- Верно. Хотя интересная деталь, которую возможно, не все слушатели не знают, что сочиняя музыку для фильмов, Шостакович зарабатывал намного больше, чем когда писал симфоническую музыку. В 1937-м году он завершил работу над Пятой симфонией, которая имела огромный успех…
Правительство не заметило тогда, что идея Пятой симфонии абсолютно противоположна триумфу - она трагична. Шостакович вложил в музыку Пятой симфонии свой протест, свои размышления о том времени, о миллионах людей, убитых ни за что.
- Сам Шостакович написал тогда так: "У нас иногда возникает вопрос о законности самого жанра трагедии в советском искусстве. Но при этом часто подлинную трагедийность смешивают с обреченностью, пессимизмом. Я думаю, что советская трагедия как жанр имеет полное право на существование…".
- Конечно... Медленная часть Пятой симфонии - Largo - это реквием. Он не мог в то время в открытую выражать свои чувства, свою боль, потому что все было "прекрасно". Поэтому Шостакович написал эту медленную часть как реквием, чтобы люди могли плакать, чтобы могли выразить свои чувства, печаль, соболезнования.
Третья часть Пятой симфонии - одно из самых красивых произведений в истории музыки.
Когда мне было 16-17 лет, мне посчастливилось играть ее вместе с немецким дирижером Куртом Зандерлингом в Копенгагене. Он с 1936-го по 1960 год жил и работал в СССР. Зандерлинг рассказывал мне, что он присутствовал на премьере Пятой симфонии Шостаковича и описывал реакцию публики: люди вставали... Не просто весь зал встал - нет, слушатели вставали один за другим - это тоже знак протеста. Зандерлинг говорил, что от этого просто мурашки шли, и что этого он никогда не забудет.
Он очень много рассказывал про саму симфонию и о том, что в нее очень вложено. Но все это можно сказать не только о Пятой симфонии, а всех 15 симфониях Шостаковича - они все гениальные.
- В программу ближайших концертов в Израиле, на мой взгляд очень интересно составленных, входит еще и "Offertorium" Софии Губайдулиной, замечательного современного композитора, автора десятков сочинений в разных жанрах. Почему вы выбрали именно это произведение?
- Во-первых, Шостакович очень ценил Губайдулину. Губайдулиной сейчас 94 года. Ей было 44 года, когда Шостакович скончался. К тому времени она уже была известным состоявшимся композитором, с прекрасным образованием, в полном расцвете сил. Но ее музыку вообще не принимали в Советском Союзе. Шостакович говорил Софии: "Пишите и не слушайте никого! То, что вы делаете - это замечательно!". Поэтому, во-первых, я сразу решил выбрать сочинение того композитора, которого Шостакович очень ценил. А во-вторых, этот концерт "Offertorium" написан для скрипача Гидона Кремера, одного из моих музыкальных кумиров. И я не утрирую, я действительно считаю, что после скрипичных концертов Шостаковича, Второго концерта Пендерецкого "Метаморфозы" и концерта Берга, концерт Губайдулиной "Offertorium" - это самый значительный скрипичный концерт нашего времени.
- Этот концерт София Губайдулина писала несколько лет между 1980-м и 1986-м годами. Стоит отметить, что Offertorium - приношение даров - часть католической мессы.
- Это смесь Баха и Веберна, очень виртуозное произведение, но это - не легкая музыка, а глубокое произведение. Кстати, идея этого концерта началась со случайной беседы Губайдулиной с Гидоном Кремером, чьим мастерством игры Губайдулина восхищалась. София Губайдулина говорит о том, что, казалось бы, сегодня, с развитием технологий жизнь людей стала легче - есть электричество, есть автомобили, самолеты, доступность многих различных вещей, но ненависть одних к другим растет. Почему любви становится меньше, хотя жизнь становится лучше? Этим вопросом и вопросом о свободе она и задается в своей музыке.
- Исполнение концерта для скрипки с оркестром Губайдулиной "Offertorium" будет премьерным - он впервые прозвучит в Израиле, так же, как и впервые прозвучат "Озорные частушки" Родиона Щедрина. Как говорил сам Родион Щедрин, он поставил себе целью не просто обработать частушечные напевы для оркестра, но сделать их основой симфонического произведения.
- У Родиона Щедрина огромное количество прекрасных произведений, которые он написал и которые продолжает писать, несмотря на почтенный возраст. Он уже давно признанный классик современной музыки. Интересно, что "Озорным частушкам", которые были написаны в 1963 году, он хотел дать немного другое название - "Матерные частушки", но потом передумал, потому что сочинение-то оркестровое, без слов... Но, тем не менее, это произведение с щедростью наполнено музыкальными шутками и озорством.
- Чувствуется, что вы очень рады возможности выступить с этой программой!
- Я всегда радуюсь, как маленький ребенок, каждому приезду, каждому возвращению в мой любимый Израиль, с нетерпением жду начала выступлений. Думаю, что у нас получилась особенная, интересная, необычная программа. И я постараюсь сделать так, чтобы наши слушатели получили яркие впечатления от интерпретация Пятой симфонии Шостаковича. Поэтому приходите послушать наш замечательный оркестр и потрясающую музыку!
Читайте также
Иерусалимский симфонический оркестр под руководством маэстро Юлиана Рахлина. "Памяти Шостаковича". Билеты можно приобрести здесь.
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting