На заре научной фантастики писатели, художники и режиссеры кино в основном представляли себе жителей космоса в двух вариантах: человекоподобные существа ("Аэлита" Алексея Толстого) или же полная им противоположность - абсурдные уродливые чудища ("Война миров" Уэллса).
По мере развития науки и научной фантастики границы наших представлений о мышлении, поведении и внешности пришельцев стремительно расширялись. Наибольшее влияние на фантастов, на наш взгляд, оказали три важные теории.
Первая: облик пришельцев должен быть максимально приспособлен к условиям жизни на той планете, с которой они прибыли. То есть житель водной планеты, скорее всего, будет с плавниками или щупальцами. А житель планеты, где не бывает света, окажется безглазым. Рост пришельцев находится в обратной зависимости от силы гравитации.
Вторая: представитель разумной цивилизации по прошествии тысячелетий или даже миллионов лет неминуемо изменится внешне. Даже если изначально это была раса гуманоидов, от умственного труда и за ненадобностью физической силы у них могут вырасти голова и атрофироваться конечности. Или ее представители вовсе перейдут искусственно на новую ступень эволюции, став кем угодно - от робота до пучка плазмы.
Третья: хотя на Земле возникла и доминирует углеродная форма жизни, с точки зрения науки ничто не мешает зарождению жизни на кремниевой основе. У кремния для этого имеются все нужные физико-химические задатки.
Когда мы говорим об изображении пришельца в кино, нам важно, чтобы образ не содержал противоречий, ни внутренних, ни научных. Мы верим: он может оказаться типовым зеленым человечком с глазами на трубочках. Однако точно не поверим, будто пришелец по Земле ходит голышом, хотя вода для него смертельно опасна.
Фильмы с самыми реалистичными пришельцами
"Контакт", (Contact, 1997)
Фантастическая драма Роберта Земекиса славится как образцовая лента о первом контакте, ибо поставлена по книге Карла Сагана и по духу верна традициям истинно научной фантастики. Пришельцев нам физически не показывают, так как, встретив путешественницу с Земли (Джоди Фостер), представитель цивилизации принимает образ ее отца, чтобы не пугать и вызвать доверие.
"Прибытие" (Arrival, 2016)
Мы бы дали "Прибытию" приз за самое смелое, грамотное и научно обоснованное изображение пришельцев, при этом режиссер их не прячет за кадром, а демонстрирует в полный рост. Корни фокуса следует искать в первоисточнике - рассказе "История твоей жизни" писателя-фантаста Теда Чана.
В книге четко объясняется связь между письменностью пришельцев-гептаподов, их образом жизни и суперспособностями. В кинофильме гептаподы не только похожи на моллюсков, но и пишут свои сообщения будто чернилами каракатицы. Не все идеи книги удачно объяснены на экране, однако образы инопланетян в экранизации поразительно точны и продуманны.
"Солярис" (1972)
Считается, что Тарковский камня от камня не оставил от романа Станислава Лема, перенося его на большой экран. Однако стоит отметить, что как раз научно-фантастический фундамент остался цел. Перед нами не просто какая-то разумная цивилизация, а целая разумная планета-океан. Мы прилетели исследовать ее, но в итоге это она исследует нас.
Существует масса трактовок и фильма, и книги. Самое простое - допустить, будто мы для Соляриса диковинные существа, и он не понимает, как правильно с нами себя вести. Отсюда и творит всякую дичь, а отнюдь не от злобы или глупости. Никаким наукам показанный в "Солярисе" контакт не противоречит, поэтому засчитываем его как достоверное кино.
"Нечто" (The Thing, 1982)
Кинокартины, в которых инопланетный монстр сжирает всех присутствующих, обычно не считают хардкорной научной фантастикой. И все же лента Джона Карпентера поразительным образом показывает абсолютно естественное, природное развитие вещей, если призадуматься.
Главное, сразу принять ту идею, что Тварь - не разумное существо, а просто паразит, подхваченный исследователями космоса. Инопланетяне-исследователи погибли, а паразит вырывается на свободу и занимается ровно тем, чем заняты все живые существа: плодится и выживает. Никаких разногласий с научными теориями фильм не демонстрирует - наоборот, показывает хаотическую, бесцельную натуру эволюции. А это и есть точка зрения современных ученых.
"Район № 9" (District 9, 2009)
Нил Бломкамп явился к нам с идеей о том, как первый контакт с внеземной цивилизацией происходит вовсе не на высшем уровне, а ровно наоборот: к нам залетает баржа, груженная люмпенами да сбродом. С приспособляемостью у них порядок, обжились, а вот умом не блещут.
Скорее всего, у пришельцев имелась команда руководителей, которая куда-то сгинула, на борту осталось лишь безынициативное быдло. Девать их некуда, приходится обустраивать для них гетто на Земле… Можно дискутировать по поводу внешности или рациона пришельцев-креветок, но во всем, что касается их социального поведения и организации, фильм близок к идеалу.