Их коммуна базировалась в чистом поле недалеко от Сан-Франциско. Никакого электричества, а значит, и телевизора - лишь чтение книг и беседы о высоком с заезжими гостями, среди которых были мастодонты американской контркультуры: поэт Аллен Гинзберг, писатели Уильям Берроуз и Кен Кизи, психолог Тимоти Лири. Последний, кстати, устраивал Вайноне обряд "контркультурного посвящения" - окунал ее двух недель от роду в Тихий океан, чтобы даровать свободу мысли и независимость.
"Мои родители были хиппи старой школы, - рассказывала Вайнона. - Помимо нас в коммуне жили всего семь семей. И вплоть до десяти лет это было счастливое время. Я взахлеб читала Сэлинджера и Диккенса - и иногда смотрела кино с проектора в старой конюшне. Папа отчаянно учил меня все подвергать сомнению. Но при этом не быть циничной. Ценить людей, искусство - и видеть красоту в странном".
Отец Вайноны Райдер - Майкл Горовиц - посвятил жизнь изданию и коллекционированию книг, связанных с философией сознания, мистикой и движением за расширение личной свободы. Сам он родился в Нью-Йорке, но его предки эмигрировали в США из Российской империи. Многие члены его семьи погибли в Холокосте - и сам он всегда оставался верен своей еврейской идентичности. Учил этому и дочь.
"Еврейство - важная часть того, кто я есть, - не раз говорила Вайнона. - Я всегда ощущаю связь с еврейским народом". Как-то на одной из светских вечеринок в середине 90-х она в пух и прах разругалась с Мелом Гибсоном: "Он сказал мне: "Погоди! Ты еврейка? Но этого не может быть - ты слишком красива для этого!" А потом и вовсе как бы в шутку уточнил, не боюсь ли я печей".
Первое столкновение с жесткой реальностью, впрочем, случилось в жизни Вайноны куда как раньше. Ей было десять лет, когда семья переехала в Петалуму - городок в 60 километрах от Сан-Франциско - и родители отдали ее в школу. В первый же день ее избили: подростки приняли за мальчика угловатую Вайнону с ее короткой стрижкой. Так Вайнона продолжила свое обучение на дому. Ну, а чтобы время от времени "выбираться в свет" - стала брать уроки актерского мастерства. Уже в середине 1980-х Вайнона стала участвовать в кинопробах - и вскоре привлекла внимание режиссера Дэвида Зельцера, пригласившего ее сыграть в его фильме "Лукас". Вайнона взяла псевдоним - в честь певца Митча Райдера, которого обожал ее отец - и в 1986 году дебютировала в большом кино.
Увидев ее игру в "Лукасе", в свой новый проект - "Битлджус" - Вайнону позвал Тим Бертон: "Она не была похожа ни на кого другого. В ней была эта странная комбинация: хрупкость и невероятная сила. Она могла казаться пришелицей из другого мира, но при этом была абсолютно реальной и искренней. И тогда я понял, что глазастая девчонка в телевизоре - это моя Лидия".
"Битлджус" моментально стал фильмом легендарным. Вайнона тогда еще доучивалась в школе - и до последнего надеялась, что теперь-то одноклассники начнут воспринимать ее как интересную личность, а не "хипповское отродье". Но ситуация лишь усугубилась. Окружающие ее подростки нарекли девушку ведьмой-уродиной, не задумываясь, что ее героиня Лидия - это не она сама, а лишь образ на экране.
Пережить насмешки Вайноне помогло теплое отношение со стороны режиссера-наставника: "Когда я встретила Тима Бертона, я была странным ребенком. Но он смог меня убедить, что быть странной девочкой - не просто нормально, но приятно и даже круто", - делилась актриса. Это же Вайноне принялся доказывать и Джонни Депп, с которым они встретились в 1989 году. На тот момент ей было 17 лет, а Деппу - 26. По словам актера, это была даже не просто любовь с первого взгляда: "Это было моментальное узнавание. Я увидел ее в толпе и подумал: "Я должен быть с ней. Это моя девушка"". Вскоре он не задумываясь сделал ей предложение - а еще татуировку на правой руке: Winona Forever, то есть Вайнона навсегда: "Она самое чистое и искреннее существо из всех, кого я встречал".
Оба - талантливые, чувствительные, не вписывающиеся в голливудские мерки. Их воспринимали как "короля и королеву неудачников". И вскоре увидели вместе в новом проекте Бертона - фильме "Эдвард Руки-ножницы". Реакция как на картину, так и на их отношения была слишком бурной. Из-за большого давления со стороны прессы, да и всего голливудского общества в целом, пара рассталась уже к 1993 году. Это разбило много фанатских сердец, которые не ожидали такого исхода. Впрочем, и самой Вайноне потребовалось много лет на то, чтобы отойти от этого разрыва. При этом у них до сих пор сохраняются самые теплые чувства друг к другу. "Джонни Депп никогда не демонстрировал никакого абьюзивного отношения ко мне, - поддерживала Вайнона Райдер актера, когда того публично обвиняла в абьюзе его бывшая жена Эмбер Херд. - Он в самом деле был прекрасным парнем, я его обожала. Я думала, что мы будем вместе всегда". "Вайнона и впрямь в моем сердце навсегда. Этого ничто не изменит", - вторит ей Депп.
Еще одним неожиданным поворотом в том далеком 1993-м - но уже не в личной жизни, а в карьере - стала роль в фильме Мартина Скорсезе "Эпоха невинности". Вайноне досталась роль покорной жены главного героя. На первый взгляд, взять именно ее на эту роль было рискованным шагом. Все привыкли видеть ее в амплуа бунтующей девочки-подростка, но именно этот контраст и умение показать себя с другой стороны принесли ей номинации на "Оскар" и "Золотой глобус", а картине - внушающий кассовый сбор.
В 1994 году Вайнона сыграла Джо Мартч в картине "Маленькие женщины". Роль была стопроцентно ее: как и героиня, Вайнона была бунтаркой, больше всего ценившей возможность думать и размышлять. Участие в фильме вновь принесло Вайноне Райдер номинацию на премию "Оскар" в категории "Лучшая женская роль". Но и во второй раз актриса осталась без этой награды. Обошел "Оскар" ее стороной и после блистательной драматической игры в роли пациентки психиатрической клиники в фильме "Прерванная жизнь". Премия досталась коллеге Вайноны Райдер по съемочной площадке - актрисе Анджелине Джоли, сыгравшей агрессивную подругу героини Райдер.
Ну, а сегодня Вайнону Райдер все знают по роли Джойс Байерс в сериале "Очень странные дела". Вот уже десятилетие актриса втянута в франшизу о загадочных событиях - и на днях мы увидим первую серию заключительного сезона! "Меня сразу поразила эта роль, - признается Вайнона. - Обычно в хоррорах матери часто оказываются на втором плане. Они плачут - их утешают. Но Джойс - воин. Она всегда находится в центре истории".
Вайнона рассказывала, что морально ей было тяжело подготовиться к роли. Она долгое время представляла, что Уилл - ее собственный ребенок, которого она потеряла, и часто могла вовсе не спать перед съемками, чтобы страх и нервозность были неподдельными.
Участие в съемках "Очень странных дел" позволило Вайноне Райдер выйти из длительного карьерного перерыва. В 2002 году ее признали виновной в краже и вандализме, хотя, как заявляют многие, это был лишь акт подготовки к очередной съемке. Как итог - три года условно и десять лет перерыва в кино. В ходе судебного процесса поклонники актрисы устраивали митинги с лозунгами "Освободите Вайнону". Зато сейчас Вайнона вновь на вершине - и теперь известна не только знатокам 90-х, но и современным тинейджерам.