Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+26+17
Иерусалим
+22+12

Салат

А
А

Правосудие как спектакль: от Аманды Нокс до Романа Задорова

История Аманды - американской студентки, оказавшейся в чужой стране, в чужой культуре с едва знакомым языком, и обвиненной в убийстве, которого она не совершала, болезненно и живо перекликается с делом Романа Задорова в Израиле.

10.11.2025
Источник:ИСРАГЕО
Аманда Нокс, 2009 год. Фото: Getty Images / Franco Origlia

Судебные ошибки, человеческие проекции и надежда вопреки безнадеге

Иногда кажется, что мир - это сцена, на которой Фемида играет не по тексту закона, а по настроению.

Сериал "Запутанное дело Аманды Нокс" (2025) не просто история о преступлении и наказании. И не реконструкция трагических событий, случившихся в итальянской Перудже. Это тревожная баллада о том, как легко сломать человека, если забыть, что он не фигура на шахматной доске, а живая душа. Это зеркало, в котором отражается не только судебная система, но и глобальная человеческая склонность к ошибке, предвзятости и жестокости под маской закона.

История Аманды - американской студентки, оказавшейся в чужой стране, в чужой культуре с едва знакомым языком, и обвиненной в убийстве, которого она не совершала, болезненно и живо перекликается с делом Романа Задорова в Израиле. И не только потому, что происходила примерно в те же сроки, что и драма вокруг ремонтника из Кацрина, обвиненного в жестоком убийстве школьницы Таир Рады.

Роман Задоров. Фото: Шломи Габай

Он провел 15 лет в тюрьме, прежде чем был оправдан. Его признание было выбито под давлением, доказательства были шаткими, а мотивы следствия скорее удобными, нежели правдивыми.

И никакая даже миллионная компенсация от государства не вернет ему дыхание ветра в лицо, солнечные блики, играющие в морских волнах, улыбки родных, вкус нормальной еды, разговоры, прикосновения друзей. Все то, что наполняет нашу жизнь, могло быть частью и его судьбы. Но вместо этого его окружали грязные стены тюремной камеры, изматывающие допросы, тоскливые мысли наедине с собой. День за днем. Год за годом. И не удивительно, если в какой-то момент Роман думал: "Свалить бы из этой страны куда подальше".

Любопытно, как в это же самое время проводили свой досуг те, кто его осудил? Вопрос, конечно, риторический, таким и останется…

Но ведь виновата не страна. В случае Аманды - это была волшебная Италия, где вековая потертость фасадов лишь подчеркивает величие архитектуры, где природа дышит мягкой гармонией, а утренний кофе пахнет уютом и надеждой. И все это на фоне заржавевших тюремных решеток, ставших уделом молодой женщины.

Она хотела надеть красивую юбку на романтический ужин с Рафаэле Солечито. Ей казалось, это придаст их отношениям ту самую томность, которой пропитана вся Италия с ее вечерними улицами, мягким светом, старыми брусчатыми пьяцеттами и непременным фонтаном в центре. Наутро после бурной ночи девушка пошла на виллу, которую снимала с тремя британками и итальянками, и застала свою подругу мертвой. Но судебная система не думает о юбках и романтике. Она ищет виновных. Или тех, кого проще всего назначить на эту роль.

Этот эпизод есть в сериале, и даже если он не воспроизведен дословно, он передает суть: юная женщина, только начинающая жить, мечтающая, слегка влюбленная, оказалась втянутой в кошмар, который перечеркнул все.

Сцена с юбкой - не просто деталь. Это символ несостоявшейся жизни, той самой нормальности, которую у нее отняли. И именно такие штрихи делают трагедию ощутимой.

Когда правосудие теряет лицо

Судебная ошибка - не сбой. Это трещина в системе, которая должна защищать, но иногда сама становится угрозой.

Прокурор Джулиано Миньяни вел дело Аманды так, будто режиссировал судебную драму. Пресса была приглашена, роли распределены, сценарий написан. Аманда - соблазнительница, падшая женщина, воплощение разврата, Люциферина. Его обвинения звучали не как юридические формулы, а как монологи морализатора. Он не столько искал истину, сколько боролся с собственными демонами.

И тем более поражает, что внимание к настоящему убийце - Руди Геде, признанному виновным в убийстве Мередит Керчер, оказалось куда менее пристальным. Те же судьи, которые без устали полоскали имя Аманды в прессе и на телевидении, почему-то решили защитить фигуру мелкого наркоторговца и грабителя Геде от публичного внимания. На его судебные слушания журналистов попросту не допустили - настолько не хотели заострять внимание на его образе. Ему дали всего 16 лет вместо пожизненного. Сегодня он на свободе. И это несмотря на то, что еще до убийства за Руди Геде числились тревожные эпизоды: агрессия по отношению к женщинам, криминальные истории, вызывающие сомнения в его благонадежности.

Не знаю, как сложилась его жизнь теперь - хороша ли она, спокойна ли. Но она у него есть. Он дышит, ест, просыпается по утрам. А изнасилованная и убитая им Мередит больше никогда не увидит рассвет.

Трогает ли его это? Вспоминает ли он о жизни, которую отнял просто потому, что захотел? Ответов нет. Да и, как показывает практика, такие редко раскаиваются.

А юридическая система тем временем катит свои тяжелые колеса дальше. Она не создана для того, чтобы останавливаться на таких "мелочах". Ей не до них. Ее не трогают тени, оставшиеся за приговором.

В случае Романа Задорова журналистов в зал суда все же допускали - пусть и ограниченно. Но именно они, а не суд, стали первыми, кто засомневался в его виновности, изучая отчеты, протоколы, документы, доступные общественности. Они задавали вопросы, искали несостыковки, не принимали версию следствия на веру.

И это - важный штрих. Потому что в деле Нокс медиа стали оружием обвинения. А в деле Задорова - инструментом сомнения. И, возможно, именно это стало началом его оправдания.

Прокурор как моралист: вера, власть и обвинение

Джулиано Миньяни - не просто прокурор, а моралист с мандатом закона, человек, склонный к театральности и публичным жестам. Его обвинительная риторика была насыщена не только юридическими, но и этическими, почти богословскими категориями. Он не только делал свою работу - искал преступника, он искал грех.

Миньяни - глубоко религиозный католик, и его вера, по мнению многих, влияла на восприятие Аманды. Ее свобода, сексуальность, независимость - все это, казалось, задевало его до глубины. Он словно стремился не просто осудить ее, а искупить ее вину через наказание, даже если вина не была доказана.

Он называл ее "дьяволицей", "искусительницей", а ее бойфренда - "псом". И это не язык закона. Это язык шоу на потребу публике и для удовлетворения своих тайных страстей.

Некоторая театральность была ему свойственна по жизни. Его манера вести дела с пафосом, с привлечением прессы, с моральными оценками, вызывала критику даже среди коллег. Итальянские СМИ и правозащитники обвиняли его в нарушении профессиональной этики, а в определенный момент Миньяни был временно отстранен от участия в судебных процессах, что лишь усилило споры вокруг его фигуры.

Такой подход превращал судебный процесс в инквизицию нового времени, где прокурор - не просто представитель закона, а судья нравов, а обвиняемая - не просто подозреваемая, а символ зла, с которым он борется.

Психология обвинения и тяжесть профессии

Но давайте на миг остановимся. Работа правоохранителя, мягко говоря, не прогулка по весеннему саду. Это ежедневное соприкосновение с тьмой: убийцы, насильники, маньяки, лжецы. Годами. Десятилетиями. И как тут сохранить мягкость, терпимость, человечность?

Очень сложно. Почти невозможно. Но именно в этом и заключается профессионализм - не в том, чтобы быть жестким, а в том, чтобы уметь остановиться, если ты ошибся. Признать, что споткнулся. Не давить, когда чувствуешь, что перед тобой - возможно невиновный. Не превращать допрос в пытку, не подгонять факты под удобную версию. Не устраивать так называемую "карусель" - метод, используемый полицейскими по всему миру, когда человека прессуют, изматывают, задают одни и те же вопросы по кругу, пока он не теряет ощущение реальности. И уже не понимает, где его собственная правда, а где навязанная. Начинает сомневаться в своей памяти, путаться в деталях, принимать за истину то, что следствие настойчиво подсовывает. И в какой-то момент ломается. Не потому, что виновен, а потому что устал сопротивляться и вконец запутался.

Ведь каждый раз, когда следствие отмахивается от очевидных улик, когда подтасовывает и давит - ломается судьба. И это происходит повсюду.

А смотрят ли они сериал?

Миньяни молчит. Молчат и израильские следователи, причастные к делу Задорова. Ни оправданий, ни сожалений, ни попытки взглянуть на себя со стороны. Словно сериал не о них. Словно все это не их история.

И это молчание не случайность, а симптом. Оно часть системы, где ошибка не требует объяснений, а разрушенные судьбы не ведут к ответственности. Механизм продолжает работать, не оглядываясь на тех, кого перемолол.

Но важно помнить: эти люди реальные. Они живут среди нас. Они не вымышленные персонажи, не образы, созданные для драматургии. Сериал - да, художественный. Да, усиленный в некоторых сюжетных поворотах для эмоционального воздействия. Но в его основе живая плоть, кости, кровь, биография. Люди, которые каждый день проживают с грузом решений, принятых в условиях давления, страха, усталости.

Работа в правоохранительной системе - это страшная реальность. А мы глубоко заблуждаемся, когда наивно полагаем, что живем в параллельном ей мире. И чтобы выжить в этой реальности, приходится закаляться. Черстветь. Отбрасывать эмоции, которые мешают действовать быстро, решительно, без сомнений.

Но именно здесь - на грани между профессионализмом и человечностью - и рождаются вопросы:

Можно ли быть жестким, но не слепым?

Можно ли давить, но чувствовать, когда перед тобой - не преступник, а человек, которого легко сломать?

Сериал напоминает: даже те, кто ошибся, не монстры. Но они люди, от которых зависит судьба других. И потому ответственность их должна быть выше. Не юридическая - человеческая. И если они смотрят этот сериал, пусть увидят не только сюжет, но и себя. Не в роли обвинителя, а в роли того, кто способен остановиться.

Люди, которые дают надежду

В этой истории, полной боли, обвинений и сломанных судеб, есть фигура, которая могла бы показаться художественным приемом - но нет. Священник дон Сауро Скарбеллини - реальный человек, капеллан тюрьмы в Перудже, где Аманда Нокс провела четыре года. Он не был частью следствия, не участвовал в юридических баталиях, но стал для нее опорой, голосом сочувствия, человеческим лицом в бесчеловечной системе.

Он приходил к ней, разговаривал, слушал, не осуждал. В мире, где каждый стремился навесить ярлык, он просто видел в ней человека. И это не выдумка сценаристов, а факт, подтвержденный самой Нокс. Его присутствие стало для нее якорем, напоминанием о том, что доброта не миф, а выбор.

Он не требовал доказательств, не искал виновных. Он просто был рядом и спасал.

Все это приводит к формуле, которую я вывела для себя много лет назад - не претендуя на истину, просто чтобы не сойти с ума:

"Я люблю лишь отдельных людей, но человечество безмерно уважаю. Потому что есть за что".

Наверное, так мне проще существовать.

Читайте также

Сложно любить человечество, когда оно способно на такие ошибки. Когда ломает судьбы, не испытывая угрызений совести. Но уважение - остается. Потому что есть те, кто не предает себя, кто остается человеком среди механизмов.

И это - надежда. Не громкая, не пафосная. Но живая. Потому что такие люди - не обязательно священники, не обязательно герои вообще. Просто они есть. И пусть их будет больше.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке