Фильм "Музыканты" ("Les musiciens") французского режиссера Грегори Маня - как тихий разговор по душам. Как погружение в океан музыки. Как возможность прикоснуться к неуловимому и нежному миру, не определимому стертыми до дыр словами, в котором создается подлинное искусство. Таких фильмов - единицы. Они и для всех, и для избранных. Такие фильмы - счастливый оазис кино, пример волшебной лаборатории человеческого творчества.
Этот фильм - панегирик настоящей музыке, созданный благодаря самой музыке, выразительным средствам кино, а также тонкой и искренней актерской игре. Поток кадров, нежно украшенных всеми оттенками серебристо-серого, туманного, дождливого, рассветным тоном голубого, - в единой тональности с музыкой, которая в картине становится главным героем. Хотя этот фильм все же о людях, - и о той незримой субстанции, которая называется душой и столь же трудно поддается определению и описанию словами, как и музыка.
…В уединенном доме, на фоне пасторальных пейзажей, в комнатах, обставленных с элегантной простотой и скромной роскошью, далеко от стадионов, модных подиумов, обыденной суеты и агрессивной политики, идут репетиции. Здесь наследница промышленного магната Астрид (ее играет органичная и мягкая Валери Донзелли) собрала музыкантов, чтобы осуществить заветное желание своего покойного отца: исполнить квартет, написанный композитором Бомоном тридцать лет назад. Музыканты - самые профессиональные, гордые, амбициозные.
Каждый со своей историей. Каждый со своим характером. Но вместе за семь дней они должны переродиться в прекрасный квартет, в гармоничный союз единомышленников. Создать уникальный ансамбль, который прозвучит единственный раз, но запись будет воспроизведена многими теле- и радиокомпаниями, и останется в эталонном варианте. К тому же это исполнение может помочь промышленной империи Томпсонов поправить пошатнувшуюся репутацию в бизнесе.
Инструменты - драгоценные творения беспримерного кремонского мастера, почти бога, великого создателя скрипок Антонио Страдивари. Они тоже играют свои роли в фильме: кроме того, что мы слышим их голоса, они еще и заняты в созидании сценарной линии. Виолончель стоит в центре напряженного сражения на аукционе. Скрипка в какой-то момент оказывается поврежденной, драма вокруг нее чуть ли не оборачивается провалом проекта…
Прекрасный образ этакого библейского мудреца, мизантропа, отшельника с лицом пророка создал актер Фредерик Пьеро. Мне он почему-то упорно напоминал израильского писателя Меира Шалева. Фредерик Пьеро играет композитора Шарли Бомона, автора музыки для квартета. Это человек негромкий, не суетный, аскетичный, не стремящийся никому ничего доказать. Он иногда бывает непрост в общении, неудобен, авторитарен. Но при этом мудр, глубок, огромен, как звездное небо. Он словно живет в своем собственном мире, но при этом очень цепко и метко подмечает все, каждую мелочь, которая на поверку оказывается и не мелочью вовсе. Он видит истинную суть той живой реки, которая течет, бурлит и несется мимо него.
Читайте также
По словам Бомона, он написал свой квартет, "чтобы освободиться от ига языка". В его музыке - пение птиц и их полет, мелодия вальса, который исполняют скворцы над землей. Композитор собирает звуки и голоса природы. Как Дворжак, который ходил в лес с блокнотом, а когда заполненный блокнот заканчивался - шел домой, сказав сыну: "Больше нет места для музыки".
В ткань сценария, в стенограмму репетиционного процесса включены намеки, легкие штрихи, блестки из партитуры жизни, которые делают сюжет еще более интригующим. Еще более одухотворенным.
Отец Астрид - меломан, заказчик квартета, мечтавший его услышать, был влюблен в певицу, прекрасное оперное сопрано. Но она погибла в авиакатастрофе, и после этой трагедии его сердце было разбито. Отношения второй скрипки Петера (его прекрасно, трогательно играет Даниэль Гарлицкий) и виолончелистки Лиз (очень точная и чуткая Мари Виаль) полифоничны, полны грусти и недосказанности. Только намеки и паузы, в которых так много значения. Первая скрипка - честолюбец, гордец, звезда Жорж (Матье Спинози в этой роли великолепен!) и альтистка Аполлин (эффектная Эмма Равье) враждуют. Во многом они антиподы. Она - современная блондинка, которая фотографируется в бикини, играя Моцарта. Аполлин охвачена лихорадкой моды на социальные сети, желает постоянно находиться на виду - а иначе тебя вроде и нет, так ведь?! Жорж с нею пикируется, спорит. И вроде следовало бы ждать, что в финале они обретут нечто прекрасное, переживут катарсис, обеспечив фильму гармоничную коду. К подобному исходу зрители привыкли, такое чаще всего показывают. Ан нет! Все только намечено. Пальцы сценаристов легко касаются драматургических струн. И фильм заканчивается неожиданно - не овациями, не поцелуем в диафрагму, не многозначительным кадром дороги, убегающей в будущее.
В фильме звучит музыка, дивный яркий квартет композитора Грегуара Этзеля - и мне от нее стало легко и светло. И мысли казались свободными, а их спектр - широким и безбрежным. На душе торжественно, прекрасно. Надеюсь, кто-то из зрителей, посмотревших этот фильм, разделит мое личное, глубоко субъективное восприятие. "Музыканты" ("Les musiciens") Грегори Маня - фильм для обдумывания и наслаждения. Удививший меня фильм.