Это следует из нового Толкового словаря государственного языка, подготовленного Санкт-Петербургским государственным университетом и утвержденного правительством в качестве нормативного справочника. На изменения обратило внимание издание The Barents Observer.
В новом словаре увеличено число корней, по которым слова признаются нецензурными. Их стало четырнадцать вместо прежних четырех. Так, в перечень, помимо традиционных матерных, вошли корни "-жоп-", "-говн-", "-шлюх-", "-муд-", "-бзд-", "-перд-" и другие. Использование таких слов запрещается в сферах обязательного употребления государственного языка.
В целом в словаре толкуются 45 тысяч слов. Составители указывают, что "некоторые словарные дефиниции согласовывались с правовым управлением РПЦ, а их подготовка велась под контролем Минюста". Отдельно подчеркивается, что издание призвано фиксировать и "описывать содержание традиционных российских духовно-нравственных ценностей", перечисленных в указе президента об основах государственной политики.
При этом журналисты и лингвисты отмечают, что часть статей в новом издании отличается от классических толкований и содержит откровенно идеологизированные формулировки. Так, "авторитаризм" в словаре назван "наиболее эффективной формой правления в тяжелые времена", "враг" определяется как "тот, кто признан суверенной властью враждебным народу, власти и государству", а "гомосексуализм" описан как "разновидность полового отклонения".
Опрошенные The Barents Observer эксперты также указывают на неполноту опубликованной версии словаря. В ней, например, отсутствуют десятки тысяч слов, присутствовавших в Большом толковом словаре, включая "гулаг", "особист", "сталинизм", а также "вера", "надежда", "добро" и "правда". Лингвист Михаил Копотев считает это признаком того, что словарь фактически не готов.
Профессор СПбГУ и редактор Большого толкового словаря Сергей Кузнецов, в свою очередь, объяснил журналистам, что опубликованная сейчас часть, действительно, представляет собой "тестовый фрагмент". По словам Кузнецова, полноценная версия уже подготовлена и включает 120 тысяч слов. В нее, как утверждает лингвист, входят и те лексемы, отсутствие которых вызвало вопросы.
Кузнецов не стал отвечать на вопросы о том, почему некоторые словарные статьи получили идеологизированные формулировки, какова была роль РПЦ в их подготовке и насколько допустимо ориентироваться на политическую конъюнктуру. Он также отказался раскрывать бюджет проекта. Но подчеркнул, что словарь позиционируется как первый официальный языковой справочник, на который смогут опираться школы, экзаменационные комиссии и судебные лингвистические экспертизы.