Zahav.СалатZahav.ru

Понедельник
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+16+8

Салат

А
А

Умер сэр Том Стоппард

Сэр Том Стоппард, скончавшийся в возрасте 88 лет, был одним из самых интеллектуальных британских драматургов.

30.11.2025
Источник:BBC News - Русская службаBBC News - Русская служба

Его произведения были остроумными и игривыми, но сам он мыслил очень серьезно и с удовольствием участвовал в философских и политических дискуссиях.

И еще он был голливудским сценаристом, причем весьма востребованным, добавлявшим блеска чужим сценариям, и даже разделил "Оскара" за лучший сценарий, внеся свой творческий вклад в картину "Влюбленный Шекспир".

Он был писателем, которому удавалось сочетать интеллектуальное наслаждение сложностью с талантом артиста развлекать.

Такие пьесы, как "Аркадия", "Прыгуны" и "Розенкранц и Гильденстерн мертвы", произведение, которое, собственно, и сделало его знаменитым, иногда критиковали за недостаток эмоциональной глубины, за избыток показной драмы и отсутствие содержательности.

Том Стоппард. Фото: Getty Images / Cindy Ord

Но его более поздние произведения были проникнуты куда большей симпатией к человеку, даже если критика порой встречала их прохладно.

Возможно, его особые качества как драматурга отражали его происхождение: отчасти интеллектуала из Центральной Европы, отчасти - самокритичного англичанина, получившего образование в частной школе и любителя крикета.

Том Стоппард, тогда еще Томаш Штраусслер, родился 3 июля 1937 года в еврейской семье в бывшей Чехословакии. Его отец работал врачом, а мать - медсестрой на обувной фабрике Bata. Родители с детьми бежали от неминуемого нацисткого вторжения в Сингапур. Там его отец был интернирован японцами и погиб при бомбардировке. Мать с Томом и его старшим братом смогла избежать японского плена и добраться сначала до Австралии, а потом до Индии. Там она повстречала британского военного, майора Стоппарда, вышла за него замуж и переехала в Британию.

Интеллектуальные замыслы

Стоппард стал журналистом, писал для бристольской газеты Western Daily Press. Настоящий успех пришел к нему в 1963 году, когда его первую пьесу "Входит свободный человек" показали на канале ITV.

Однако к настоящей славе его вознесла другая постановка, "Розенкранц и Гильденстерн мертвы", премьера которой состоялась на Эдинбургском фестивале 1966 года, а затем, в 1967 году, пьесу поставил Королевский национальный театр.

В пьесе в центре внимания оказываются два второстепенных персонажа из шекспировского "Гамлета", озадаченные и сбитые с толку, казалось бы, случайными событиями, разворачивающимися вокруг них.

Это было блестяще: как у Сэмюэла Беккета, только шутки были гораздо лучше.

За этим последовала череда ярких театральных дивертисментов, часто вращающихся вокруг неожиданных интеллектуальных замыслов или причудливых сопоставлений и отличающихся блестящими диалогами, каламбурами, остроумными репликами и двусмысленностями.

Абсурдистская комедия "Прыгуны" была посвящена академической философии. Действие "Травести" разворачивалось в Цюрихе во время Первой мировой войны. В ней фигурировали Ленин, Джеймс Джойс, дадаист Тристан Тцара и элементы комедии "Как важно быть серьезным" Оскара Уайльда, с чьими яркими, острыми и остроумными пьесами иногда сравнивали пьесы самого Стоппарда.

Позже, в схожем ключе, он написал пьесу "Хэпгуд" о шпионаже и квантовой физике и "Аркадию" - о математике, термодинамике, литературе и ландшафтном дизайне. Он утверждал, что пишет пьесы не только для того, чтобы исследовать свои идеи, но и для того, чтобы постичь свои истинные мысли.

Любовь и измены

Он также писал для радио. В пьесе "Если хотите, я буду Фрэнком" говорящие часы представлялись живой женщиной, внутренний монолог которой совершенно не соответствовал гнетущей монотонности бесконечного повторения "на третьем ударе...". В "Альбертовом мосту" повествование о мужчине, красящем мост, было сдобрено философией и математикой.

С годами его творчество становилось все более серьезным, политизированным и эмпатичным.

"Я постепенно понял, что пьесы работают лучше всего, если в них есть пыл, а не просто захватывающий обмен остроумными идеями", - заявил он в откровенном интервью телеведущей Джоан Бэйкуэлл в 2002 году. - Именно человечность персонажей дает театру возможность быть великим искусством".

Его пьеса "Ночь и день" рассказывала о журналистике и её задачах, "Отражения или Истинное" - о любви и измене. Главную женскую роль в ней исполнила Фелисити Кендал, ради которой Стоппард оставил свою вторую жену, врача и телеведущую Мириам Стоппард.

В пьесе "До-ре-ми-фа-соль-ля-си-Ты-свободы-попроси" (Every Good Boy Deserves Favour) на сцене вместе с актёрами оказывается целый симфонический оркестр. Эта жестокая сатира рассказывала о тяжёлой участи советских диссидентов, заключённых в психиатрических больницах.

"У меня нет симптомов, у меня есть мнение", - говорит один из пациент.

"Ваши мнения - это и есть ваши симптомы. Ваша болезнь - инакомыслие", - отвечает врач. Стоппард любил исследовать подобные парадоксы.

"Берег утопии" стал масштабной трилогией, посвящённой российскому либеральному мыслителю XIX века Александру Герцену. Спектакль был прохладно принят в Королевском национальном театре в Лондоне, зато имел огромный успех в Нью-Йорке.

А драма "Рок-н-ролл" рассказывала о жестоких репрессиях коммунистического режима в Чехословакии.

Сценарист

Пьесы Стоппарда демонстрировали его заметную эрудицию.

"Я всегда хотел знать о многом, но не особенно глубоко, - говорил он Джоан Бэйкуэлл. - Мне нравятся факты, знания, нравится иметь разносторонние интересы. Такого человека можно описать по-разному: можно сказать дилетант, а можно и эрудит".

"Чтобы написать пьесу, мне нужно уловить этот заряд, эту энергию, которая рождается от большого интереса к небольшой области - будь то наука, философия, история - но это должно быть настоящее, непринужденное, безграничное увлечение чем-то, из чего все остальное становится пьесой".

Сэр Том был не только успешным сценаристом, но и драматургом. Несколько его пьес, в частности, "Профессиональный трюк", родившаяся благодаря его участию в чешском диссидентском движении "Хартия 77", изначально были написаны для телевидения.

Он адаптировал для телевидения пьесу Джерома К. Джерома "Трое в лодке", был соавтором антиутопии Терри Гиллиама "Бразилия", написал большую часть диалогов для фильма "Индиана Джонс и последний крестовый поход" (хотя его имя не было указано в титрах) и адаптировал для экрана произведения Джона Ле Карре, Льва Толстого и Роберта Харриса. В 1998 году он разделил "Оскара" за лучший сценарий к фильму "Влюбленный Шекспир".

В 1997 году Стоппард был посвящен в рыцари, а в 2000 году награждён орденом "За заслуги". В 2014 году он женился в третий раз, на телевизионном продюсере Сабрине Гиннесс.

Он утверждал, что с возрастом писать не становится легче.

"Каждый раз, когда я оказываюсь в этой дырявой лодке, я проделываю нелепое упражнение, пытаясь вспомнить, как мне далась последняя пьеса. И я никогда не могу вспомнить", - признался он в одном из интервью.

"Сейчас я не могу вспомнить, как у меня получилась пьеса "Рок-н-ролл", но если бы мог, я бы сделал это снова. Но, поскольку нет ничего, за что можно было бы зацепиться, я просто читаю газеты, болтаю с людьми, слоняюсь без дела и думаю об этом перед сном".

Читайте также

BBC News - Русская служба
Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке