Zahav.СалатZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+17+12
Иерусалим
+15+8

Салат

А
А

Музыкальный ремейк сорок лет спустя

Они приехали не ради ностальгии и не ради эффекта, а ради редкой возможности сыграть вместе - и поддержать Израиль в непростое время.

Вадим Малев
23.12.2025
Фото: Йоэль Леви

В середине 1980-х в Израиле произошло знаковое событие: шестнадцать пианистов сыграли один концерт на восьми роялях. Тогда это было не просто музыкальный вечер, а праздник, который помнили десятилетиями. Идея повторить тот опыт сорок лет спустя выглядела рискованно: можно ли войти в ту же реку дважды? Оказалось - нет. Но можно оказаться в другой реке, с другими берегами и другим светом. И это оказалось не менее интересно.

Нынешний проект собрал международный состав пианистов - лауреатов крупнейших конкурсов, профессоров, солистов с мировыми карьерами. Они приехали не ради ностальгии и не ради эффекта, а ради редкой возможности сыграть вместе - и поддержать Израиль в непростое время.

Планка была задана сразу и без раскачки: вечер открыло "Болеро" Равеля, исполненное всеми шестнадцатью пианистами одновременно на восьми роялях. Это был не трюк, а настоящий ансамбль, в котором каждая партия была бережно выстроена в единое целое.

Фото: Йоэль Леви

Дальше программа двигалась легко и с удовольствием: Вальс № 2 Шостаковича, "Времена года" Вивальди, мамбо Бернстайна, "Eleanor Rigby" Леннона-Маккартни, фантазии на темы "Летучей мыши" Штрауса. Составы постоянно менялись: по двое, по трое, по четверо за одним инструментом. Музыканты шутили, переглядывались, заигрывали с залом и явно получали удовольствие от процесса. Публика отвечала тем же - иногда даже слишком активно, звоня телефонами там, где было бы лучше их выключить. Но это уже местная традиция, почти жанр.

Особым пунктом стало возвращение пьесы Рона Вайдберга "Хроматическая фуга и цирковая полька" - она звучала и в историческом концерте сорокалетней давности, и сейчас, в "Гейхал а-Тарбут", вновь прозвучала с блеском и иронией.

Проект стал возможен благодаря сотрудничеству Центра музыки имени Фелиции Блюменталь и Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - двух организаций, которые на протяжении многих лет формируют пианистическую карту Израиля.

Один из участников вечера, пианист Роман Рабинович, сформулировал главное очень точно: пианисты обычно существуют поодиночке - сольные концерты, иногда камерная музыка, редкие ансамбли. Здесь же возникла почти симфоническая ситуация - восемь роялей как единый организм. Для него это был эксперимент, радость и редкое ощущение игры "дома", в Израиле, где ответственность и удовольствие всегда идут вместе. Программа, по его словам, была выстроена так, что в ней нашлось место и для ума, и для сердца, и для чистого наслаждения.

Роман Рабинович - репатриант, ученик Ирины Вишневицкой и Арье Варди, дебютировавший с Израильским филармоническим оркестром под управлением Зубина Меты в десять лет; лауреат конкурса Рубинштейна, выпускник Кертиса и Джульярда, солист ведущих залов Европы и Америки.

Фото: Йоэль Леви

Другие участники проекта: Шломи Шабан, Сиван Сильвер, Гиль Гарбург, Идо Бар-Шай, Бенджамин Хохман, Тамар Альперин, Эйнав Ярден, Йоси Решеф, Матан Порат (Германия), Давид Грейлсаммер (Швейцария), Алон Гольдштейн и Мири Ямпольски (США), Ариэль Лани (Великобритания), Авирам Райхерт (Южная Корея), Эдна Штерн (Франция).

Некоторые израильские солисты специально прилетели ради этих концертов.

Художественные руководители программы - Сиван Сильвер и Гиль Гарбург.

В итоге это был не ремейк и не реконструкция. Скорее - новая версия старой идеи, сыгранная с сегодняшним опытом, сегодняшней иронией и сегодняшней потребностью в ощущении общего дела. И в этом смысле концерт точно попал в цель.

Сегодня будет последний концерт этого проекта.

Читайте также

Фото: Вадим Малев
Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке