25 декабря умерла актриса Вера Алентова, ей было 83 года. ТАСС сообщил, что ей стало плохо на прощании с актером Анатолием Лобоцким (он умер 20 декабря) - актрису на носилках передали врачам скорой помощи. Театр Пушкина, где актриса служила 60 лет, подтвердил произошедшее: "Случилось большое горе". Самый популярный фильм, в котором Вера Алентова сыграла главную роль, - "Москва слезам не верит", снятый режиссером Владимиром Меньшовым, ее мужем. Творческий тандем совсем не ожидал такого успеха картины, но в 1981 году она даже получила "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке. Но кроме роли Катерины Тихомировой в фильмографии актрисы осталось множество других запоминающихся работ: "Завтра была война" (1987), "Ширли-мырли" (1995), "Зависть богов" (2000). Подробнее о творческом пути актрисы рассказывает кинокритик Антон Долин.
Несправедливо называть Веру Алентову с ее обширной фильмографией, более чем насыщенной театральной долгой карьерой - в театре имени Пушкина с 1965 года и до последних дней - и неоспоримой народной любовью "актрисой одной роли". Но уж слишком сильным оказался образ Катерины - одной из трех героинь (а к финалу героини главной, важнейшей) судьбоносного и, судя по всему, неустаревающего прокатного хита "Москва слезам не верит". Все равно для миллионов зрителей и зрительниц Алентова останется работящей, целеустремленной, амбициозной героиней в оттепельной столице, чья сложная биография и блестящая карьера в финале увенчалась заслуженным счастьем в личной жизни.
Сколько бы нынешние исследователи ни развенчивали токсичность отношений Катерины - директора и депутата (феминитивы тогда были не в чести) - с пьющим слесарем Гошей, он же идеальный мужчина, вычеркнуть этот архетип из массового сознания не получается.
Но и повторить его, чем-то перекрыть, всерьез переосмыслить тоже почему-то невозможно. Достаточно вспомнить унылый прием критиками и публикой недавнего сериального ремейка "Москва слезам не верит". Алентова и Баталов были единственными в своем роде. При этом Баталову удалось сыграть еще с десяток ролей, по которым запомнились его особенный дар и мужественное обаяние; Алентова же, видимо, Катерина навсегда.
А ведь, по слухам, она не хотела в этом фильме сниматься - муж и режиссер картины Владимир Меньшов, сам охваченный сомнениями по поводу мелодраматического сценария Валентина Черных, уговорил ее (Ирина Купченко, Анастасия Вертинская и Маргарита Терехова от роли Катерины к тому моменту уже отказались). А потом, когда "Москва слезам не верит" принесла стране "Оскара", Меньшов с Алентовой сперва посчитали это первоапрельской шуткой, не поверили. Это сейчас кристально ясно, что по типу и жанру этот фильм - типичная голливудская история успеха с внятной романтической доминантой. Таких в СССР ни до, ни после больше никому написать и сделать не удалось.
Брак самой Алентовой был совсем не таким, как у ее легендарной героини. Их отношения с Меньшовым начались, когда она еще училась в Школе-студии МХАТ, замуж вышла второкурсницей. Это было настоящее содружество - вплоть до последних лет, когда они вдвоем возглавляли актерско-режиссерскую мастерскую во ВГИКе. И если невероятный успех "Москва слезам не верит" стал неожиданностью для обоих (уж точно ни режиссер, ни актриса не планировали превращать подобную картину в свою "визитную карточку"), то как минимум два снятых уже в постсоветский период фильма сегодня можно трактовать как своеобразные и чрезвычайно трогательные признания в любви.
"Ширли-мырли" в разгар "лихих 1990-х" (для кино в самом деле хаотичных и чрезвычайно сложных) стал уникальной эпопеей о парадоксах меняющегося времени, немедленно завоевавшей культовый статус и одновременно упреки в дурновкусице. Алентова, на пару с Валерием Гаркалиным, стояла за честь российской актерской школы - играла в картине одновременно семь ролей, меняла амплуа как перчатки и смогла сравняться с великой Инной Чуриковой, другой суперзвездой этого причудливого фильма.
Читайте также
В новое тысячелетие Меньшов и Алентова вошли с "Завистью богов", чрезвычайно оригинальной и смелой для своего времени картиной. Вторая мелодрама в совместной карьере тандема, этот фильм анализировал наследие застойного СССР и довольно смело опровергал вошедшую в анекдоты максиму "в Советском Союзе секса нет". Маленькую, но запоминающуюся роль исполнил Жерар Депардье. Открыто признанным источником вдохновения было "Последнее танго в Париже" Бертолуччи.
58-летняя Алентова играла Соню - живущую в благополучном браке редактора программы "Время", которая влюблялась в француза-переводчика. Пожалуй, и в наши дни отнюдь не каждая актриса отважится на такую работу.
Из киноролей Алентовой в фильмах других режиссеров - заметных среди них было не так уж много - стоит назвать как минимум трагическую ленту Юрия Кары "Завтра была война" (1987), где актриса сыграла бессердечную завучиху Валендру - олицетворение советской системы. Важно отметить и сравнительно недавнее, до обидного недооцененное "Воскресенье" (2019) Светланы Проскуриной.
А последней киноролью стала Иштар Борисовна в "Ампире V" по одноименному роману Пелевина. Фильм получился слабый, но кое-что его режиссер Виктор Гинзбург уловил совершенно точно: для зрителя Вера Алентова действительно была и осталась богиней.