Раскол в Европе по отношению к Израилю - феноменальный. Есть страны-критики, страны-сторонники - и, конечно, колеблющиеся. Но вот что интересно: бывает и так, что власти транслируют один внешнеполитический курс, а граждане выбирают совсем другой. Во Франции, фактически возглавившей европейское движение по давлению на Иерусалим, это проявилось особенно ярко. Большинство французов выступало против признания палестинского государства до освобождения заложников и полной капитуляции ХАМАСа. Но президент Макрон заявлял с трибуны ООН, что его страна уже готова - чуть ли не в любой момент. Региональные французские администрации в основном вторят президенту - но опять же, не все! Так, удивительную стойкость в поддержке Израиля демонстрирует мэр Ниццы - Кристиан Эстрози.
"Призывать к созданию палестинского государства сегодня - это выдавать тем, кто совершил погром 7 октября 2023 года в Израиле, карт-бланш на совершение новых зверств. Обсуждение институционального будущего палестинцев не должно начинаться до полной нейтрализации ХАМАСа, возвращения всех заложников и выполнения других условий", - заявляет Эстрози, превративший свой город в "осажденную крепость" безоговорочной солидарности с Израилем.
И пока официальный Париж поддерживает резолюции, осуждающие действия Израиля и ЦАХАЛа, мэр пятого по величине города Франции открыто заявляет, что еврейское государство - единственная демократия на Ближнем Востоке, которая сдерживает волну радикального исламизма и тем самым выполняет грязную работу за всю Европу. Проявилась его поддержка и после теракта в Сиднее 14 декабря 2025 года, когда во время празднования Хануки на пляже Бонди-Бич произошло кровавое нападение на членов еврейской общины. Пока Елисейский дворец выпускал сдержанные дипломатические соболезнования, Эстрози отреагировал мгновенно и предельно жестко, назвав нападение "варварским антисемитским терактом". "Ужас вновь поразил нас. Нападать на людей, празднующих Хануку, - это высшая степень трусости и ненависти", - заявил он, призвав к "бескомпромиссной борьбе с исламистским терроризмом и антисемитской ненавистью, против которых не может быть полумер".
"Этот подлый акт напоминает нам, что исламофашизм - это мировая угроза, которая не знает границ и требует тотальной мобилизации", - подчеркнул Эстрози, не раз отмечавший, что враги евреев - это враги каждого свободного человека. По мнению Эстрози, именно на улицах израильских городов и в борьбе с боевиками в Газе сегодня решается судьба всей западной демократии.
История Кристиана Эстрози, родившегося в Ницце в семье итальянских иммигрантов, весьма нетипична для французского истеблишмента. В стране, где политическая элита традиционно формируется в стенах элитарной Школы национальной администрации (ENA), Эстрози проложил свой путь не через академические аудитории, а через рев моторов и жесткую борьбу на гоночных трассах. Четырехкратный чемпион страны по мотогонкам, участник чемпионатов мира Grand Prix, он привык принимать решения на скорости в сотни километров в час. Это прошлое подарило ему прозвище Motodidacte - ироничный каламбур, образованный путем слияния слов "мотоциклист" и "автодидакт". Именно в спорте закалился его характер: умение держать удар, идти на риск и не отступать в моменты кризиса. Эти качества стали определяющими, когда в 1983 году он решил сменить гоночный комбинезон на деловой костюм, став муниципальным советником в своей родной Ницце. Затем он работал в парламенте страны и занимал несколько министерских постов в правительстве - и лишь после, в 2008-м, стал мэром Ниццы, которого переизбирают на новый срок раз за разом.
Евреев в Ницце - около 10 тысяч человек, это менее 3% от всего городского населения. Но вниманием мэра община не обделена. Именно при Эстрози город превратился в один из главных центров памяти о Холокосте во Франции. Так, в 2014 году по его инициативе у подножия холма Шато была открыта Стена Праведников народов мира. На ней высечены имена жителей региона, которые в годы нацистской оккупации, рискуя собственной жизнью, спасали еврейские семьи. Шесть лет спустя, в 2020 году, рядом появилась еще более трагическая доминанта - Стена памяти депортированных, на которой золотом выбиты имена 3602 человек, отправленных из Ниццы в лагеря смерти. В марте текущего года Эстрози подписал соглашение с Эриком де Ротшильдом - президентом Парижского Мемориала Холокоста - о создании в Ницце его полноценного филиала. Этот проект, который должен открыться уже в следующем году, станет не просто музеем, а научно-исследовательским центром мирового уровня, посвященным истории евреев на юго-востоке Франции.
Для Эстрози память о прошлом невозможна без защиты настоящего. После волны антисемитского насилия во Франции в 2012 и 2015 годах, он первым из французских мэров внедрил "израильскую модель" защиты общины. По его распоряжению Ницца выделила муниципальные средства на установку бронированных дверей, систем видеонаблюдения и "тревожных кнопок" во всех еврейских школах и синагогах города. Сегодня Ницца является одним из самых безопасных городов Европы для евреев. Мэр ежегодно лично участвует в зажигании ханукальных свечей на площади Массена, превращая религиозный праздник в символ городской сплоченности.
Эстрози стал одним из самых громких политических голосов Франции, выступающих против того, что он называет "новым антисемитизмом", маскирующимся под антисионизм. Он уверен, что критика политики израильского правительства используется лишь как предлог для нападок на евреев как народ и отрицания их права на национальное самоопределение. Сразу после атак ХАМАСа 7 октября Эстрози вывесил израильские флаги на фасаде мэрии Ниццы в знак солидарности с Израилем и заложниками, удерживаемыми в секторе Газа. "Я не имел в виду безоговорочную поддержку правительства Нетаниягу, - уточняет Эстрози. - Я не хочу вмешиваться в политическую жизнь Израиля. Вывешивание флагов было гуманитарным актом, а не политическим. Я просто решил защитить демократию, подвергшуюся нападению исламистских террористов".
Эти флаги на здании мэрии провисели почти два года, став причиной конфликта с префектом, требовавшим от имени государства их убрать. Эстрози отказывался подчиняться этим требованиям. Когда в июне 2025 года административный суд все же обязал его снять израильские флаги с фасада мэрии, Эстрози ответил мощным символическим маневром. Он подчинился суду, но мгновенно закрыл фасад гигантским баннером с лицами 48 заложников, удерживаемых на тот момент в Газе, и заявил, что "пока жива угроза еврейскому народу, Ницца не будет хранить нейтралитет".
Особое внимание Эстрози уделяет образованию. Ежегодно под его патронажем сотни школьников Ниццы отправляются в поездки в Освенцим. Мэр часто лично сопровождает эти делегации, утверждая, что посещение концлагеря, где можно воочию убедиться в зверствах нацистов по отношению к еврейскому народу, является единственным способом воспитать поколение, способное противостоять ненависти в будущем.
Нередко его политические оппоненты утверждают, что забота о еврейской общине и открытая поддержка Израиля продиктованы личной жизнью мэра: в 2016 году он женился на Лоре Тенуджи, известной журналистке с сефардскими корнями. "Моя приверженность Израилю и борьба с антисемитизмом не имеют никакого отношения к моей текущей семейной ситуации, - отвечает на это Эстрози, называющий себя "евреем в душе". - Эти убеждения сформировались более 30 лет назад, задолго до того, как я встретил свою супругу".
Еще в 2006 году, на посту министра-делегата по делам развития территорий, Эстрози посетил Израиль и подписал там соглашения о научно-технологическом и культурном сотрудничестве между учреждениями двух стран. В 2009 году, на посту министра промышленности Франции, он активно работал над поощрением французских бизнес-инвестиций в Израиль. Его усилия были признаны Университетом Хайфы, где в 2011 году Эстрози присвоили почетную степень доктора - "за вклад в укрепление связей между странами и борьбу с антисемитизмом".
"Для меня антисемитизм - неприемлемое явление, - говорит Эстрози. - В середине прошлого века, как и в другие периоды истории, он проявил себя как одно из самых больших зол для человечества. Из-за антисемитской идеологии Франция, включая мой город, понесла огромные потери. Сегодня у меня возникает ощущение, что мы возвращаемся в 1930-е годы, и я опасаюсь, что антисемитизм во Франции может усилиться".
Эстрози, как мэр города, пережившего ужасающий теракт в 2016 году, видит прямую связь между радикальными ячейками в Европе и террористическими организациями на Ближнем Востоке. "Израиль, как единственная демократия на Ближнем Востоке, сталкивается с угрозами со стороны исламистских террористических группировок. В этой ситуации он выступает и в качестве защитника интересов нашей страны. Поэтому наша обязанность как государства - оказывать поддержку Израилю. Как государственный деятель, я должен это подчеркивать", - уверен Эстрози.
В связи с такой своей произраильской позицией он часто сталкивается с оскорблениями и попытками запугивания, включая угрозы физической расправы. В этом году он даже перевез свою восьмилетнюю дочь Бьянку в Париж, чтобы обезопасить ее от давления и угроз, которыми сопровождается его деятельность в Ницце. Политические противники неоднократно пыталась связать его симпатии к Израилю с финансовыми нарушениями, обвиняя в использовании бюджетных средств для поддержки произраильских организаций, но Эстрози остается верен своим принципам.
"Я осознаю, что такие ситуации могут возникать при отстаивании своих убеждений и ценностей, но я всегда ясно давал понять, что меня не запугать. Как говорится, войну проигрывают, когда боятся. Именно это я говорю своим еврейским друзьям: "Не бойтесь. Я здесь, чтобы вас защитить. Никто не должен бояться быть евреем в Ницце"", - заверяет Эстрози.