В Израиле впервые побывал известный художник Михаил Шемякин. Повод для приезда был достойный – выставка его работ на Святой земле, вторая по счету за последние без малого 40 лет (первую в 70-ых организовал известный израильский художник Михаил Гробман). На этот раз в тель-авивскую оперу доставили 45 эскизов Шемякина к "Гофманиане" и 6 костюмов к спектаклю. Организовать выставку помогли две мэрии – Санкт-Петербурга и Тель-Авива.
Торжественная часть получилась несколько бестолковой, как обычно и бывает, когда в одном месте собирается много людей искусства. Но все же удалось выступить и мэру Тель-Авива Рону Хульдаи (справиться с трудной русской фамилией Шемякин ему оказалось нелегко, но он очень старался), и Фаине Киршенбаум из НДИ (посланники этой партии неизменно попадают в объектив на всех сколь-нибудь значимых "русских" мероприятиях), и самому мэтру.
До открытия выставки Шемякин успел побывать в Иерусалиме и вернулся оттуда потрясенным этим городом. Иерусалим показался ему необыкновенным и в обыденном смысле, и как метафизический объект, который он захотел запечатлеть в своих работах. Рассказав об этом, он вспомнил слова академика Лихачева о том, что существование нации, лишенной культуры, бессмысленно. Израиль, сказал Шемякин, прославился культурой религии, которую страна свято хранит. "В России сегодня, - добавил он, - Я бы в кабинетах всех чиновников повесил слова Лихачева. Если Россия потеряет свою культуру, это будет трагедия для нее, и мы предпримем все, чтобы этого не случилось".
Сам художник по-прежнему живет за рубежом, но служение России считает своим долгом. Сейчас его увлекают театральные проекты, самые живые на фоне повальной моды на концептуальное искусство.