Zahav.СалатZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+26+16
Иерусалим
+25+13

Салат

А
А

Оптимистическая трагедия

Мы живем в такое время, когда одной из наиболее частых причин смерти людей становятся самоубийства. Почему так много людей видят жизнь такой безнадежной?

03.05.2013
Источник:66 канал ТВ
Zahav.ru 66 канал ТВ

Читайте также

Жизнь все время отвлекает наше внимание, и мы даже не успеваем заметить, от чего именно.

(Франц Кафка)

Из беседы с каббалистом Михаэлем Лайтманом

Ведущий: Мы живем в такое время, когда одной из наиболее частых причин смерти людей во всем мире становятся самоубийства. Д-р Лайтман, почему так много людей видят жизнь такой безнадежной?

М. Лайтман: Мы получаем такой мир, каким его сами строим. Всю нашу цивилизацию мы построили на своем злом начале. И сколько же надо еще страдать, чтобы сказать: "Хватит!"?

Ведущий: Так что нам делать?

М. Лайтман: Мир – это проекция наших внутренних свойств. Ведь мы находимся в бесконечном Свете – и сейчас тоже. Творец наполняет все творение, но что я чувствую? Тебя, студию, внешний мир. Я чувствую свои свойства, которые проецируют на абстрактный свет различные "тени", и я вижу это как мир, как видео-картину.

Мы живем внутри этой картины, этого  театра. Наш мир сам по себе не существует, а только проявляется  в нас в соответствии с нашими желаниями. Все, что есть вокруг нас, мы создаем сами. Об этом написано в  науке каббала, в "Предисловии  к Книге Зоар" Бааль Сулама, у АРИ. Современная наука тоже начинает говорить об этом.

А по мере своего исправления, меняя  наши свойства, мы постепенно начнем ощущать другой, противоположный мир.

Ведущий: Сегодня наша беседа о недельной главе Торы посвящена двум последним главам книги "Ваикра" – " Бегар " и "Бехукотай".

Глава "Бегар" (на горе) начинается с того, что Творец на горе Синай  дает Моше законы.

«И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ НА ГОРЕ СИНАЙ, ТАК…» (Книга «Ваикра», 25:1)

Это – заповедь "шмитат а-арэц" – каждый 7-ой год давать отдых  земле, – и заповедь 50-го года, который  называется "йовэль".

Затем следуют законы продажи и  выкупа дома, поля и другого имущества, законы владений левитов и прочее. Глава завершается запрещением  создания идолов, кумиров и камней с изображениями.

Как эти законы связаны с исправлением души?

М. Лайтман: В материальной жизни обычай не обрабатывать землю в седьмой год существовал на Земле Израиля до разрушения Храма, когда основная масса народа пребывала в святости – до того, как народ "упал" в беспричинную ненависть.

В Торе "Земля" (эрэц) – это желание – «рацон». Наша душа включает в себя 7 сфирот - свойств. Из них 6 сфирот – мы можем исправить, а седьмое свойство, Малхут, – исправить не способны. Поэтому мы оставляем его в покое, воздерживаемся от исправлений, ничего с ним не делаем. Это называется соблюдением субботы в конце недели и "покоя земли" каждый 7-й год.

Из этого исходит запрещение всех работ в субботу – ведь работой называется исправление  Малхут.

Ведущий: Сказано: "Кто не работал накануне субботы, тому нечего будет есть в субботу".

М. Лайтман: Действительно, откуда человек получает то, что реализуется в субботу? В течение "шести дней" он производил исправления, которые входят в "седьмой день", и там он получает наполнение. То же самое в год шмита.

Ведущий: Глава "Бэхукотай" говорит о вознаграждениях и наказаниях на пути к Творцу. Написано: "ЕСЛИ ПО УСТАНОВЛЕНИЯМ МОИМ БУДЕТЕ ВЫ ПОСТУПАТЬ, И ЗАПОВЕДИ МОИ СОБЛЮДАТЬ, И ИСПОЛНЯТЬ ИX…" - далее перечисляются вознаграждения. Это дожди, урожайность, мир и безопасность: "И БУДЕТЕ ЕСТЬ XЛЕБ СВОЙ ДОСЫТА, И БУДЕТЕ ЖИТЬ СПОКОЙНО В СТРАНЕ ВАШЕЙ". И затем: "ЕСЛИ ЖЕ ПОЙДЕТЕ ВЫ НАПЕРЕКОР МНЕ И НЕ ЗАXОТИТЕ СЛУШАТЬ МЕНЯ…" – дальше идет перечень наказаний.

Что это значит?

М. Лайтман: Я бы поставил вопрос иначе: "Почему о вознаграждениях и наказаниях говорится только сейчас?  Вроде бы об этом нужно было сказать в самом начале Торы".

Дело в том, что у обычного человека нет свободы выбора. Он полностью управляется желаниями  и мыслями, которые пробуждаются в нем помимо его воли – он даже не знает, откуда они приходят. Ему вдруг хочется одного, потом  другого, а кажется ему, что это  его выбор. Он не знает источника  своих желаний и реализует  то, что в нем пробуждается.

Нельзя требовать от человека, который  ничего не знает, соблюдения законов  под угрозой наказания – он, как маленький ребенок, даже не понимает, чего от него хотят. То есть, прежде его  следует научить законам и  правилам.

А после того, как он уже вышел  из Вавилона, развился в египетском изгнании, получил Тору и т. д., он приходит к ступени вознаграждения и наказания.

Ведущий: Чего добивается от нас Творец путем вознаграждений и наказаний?

М. Лайтман: У Творца есть цель и программа. Изначально заложенное в нас злое начало проявляется в нашем отношении к ближнему. Мы хотим добра только для себя, стараемся выиграть или заработать за счет других, – неважно, как, – мы считаемся только с собой. 

А Тора требует от нас противоположного: подняться от беспричинной ненависти  к братской любви.

Ведущий: Но как может быть, что все зло в мире исправится только оттого, что люди будут хорошо относиться друг к другу? Неужели от этого исчезнут болезни и эпидемии, климат вдруг станет приятным и мы будем жить, как в раю? Какая связь между дождем и моим добрым отношением к другим людям?

М. Лайтман: Однако это на самом деле так – это общее решение всех проблем!

Руководствуясь главным правилом Торы "возлюби ближнего, как себя", с его помощью ты исполняешь все 613 заповедей, которые соответствуют 613 желаниям в душе человека. Эти 613 желаний души, о существовании которых ты прежде не знал, раскрываются тогда, когда ты поднимаешься над уровнем животного в себе и начинаешь исправлять в себе уровень "человек".

Когда мы постепенно, одно за другим, ступень за ступенью исправим эти  желания, больше исправлять будет нечего. Тогда все проблемы решатся –  просто исчезнут. Поэтому и написано, что если "ПО УСТАНОВЛЕНИЯМ МОИМ БУДЕТЕ ПОСТУПАТЬ", то будет у  вас дождь вовремя, здоровье, успех  и благословение во всех делах.

Сейчас перед нами раскрываются два пути, и нам предоставлен выбор между ними. Можно продолжать идти, как прежде, закрыв глаза, в полном разочаровании, с успокоительными таблетками или наркотиками. Тогда – в конечном счете – ты все равно выйдешь на прямую дорогу, но после проклятий и ударов, которые на себя вызовешь.

Ведь ты создан из чувствующей материи, и на тебя очень легко воздействовать - или за счет пряника, привлекающего спереди, или за счет уколов, подгоняющих сзади. Все равно  нам придется выполнить то, что на нас возложено.

Вознаграждение и наказание  связаны с соблюдением законов  природы. Если мы действуем наперекор  им, то природа отвечает нам неприятным для нас образом.

Мы обязаны объединиться и стать, "как один человек с одним сердцем". И сегодня, впервые в истории к этому должны придти все народы во всем мире – действительность обязывает. А наше назначение - исполнить это первыми и рассказать об этом всем, "быть светом для народов".

Ведущий: К какому выводу приводит нас эта глава?

М. Лайтман: Глава говорит о том, что все – в наших руках. Если народ Израиля поторопится взять на себя ответственность за судьбу мира, находящегося сегодня в очень серьезном состоянии, то вместе со всем миром мы достигнем успеха и заслужим светов Торы, которые наполнят нашу душу и поднимут нас на уровень вечности и совершенства.         

Мы достигнем состояния, когда  весь этот огромный Свет войдет внутрь нашей души.

Подготовила Светлана Волчек

Перевод Л. Клейнер

А что нам действительно необходимо для жизни?

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке