Мир моды лихорадит: на прошлой неделе знаменитые итальянские дизайнеры Доменико Дольче и Стефано Габбана пообещали закрыть свой бренд. "РБК.Стиль" вспоминает недавние нашумевшие истории банкротств модных домов и чем они закончились.
"Мы закроемся. Мы не сможем это пережить. Это невозможно", - ответил Доменико Дольче на вопрос некоего итальянского издания, что произойдет, если дизайнеров все-таки оштрафуют. История о том, как миланский суд приговорил Доменико Дольче и Стефано Габбану к тюремному сроку и выплате налоговым органам Италии штрафа в размере 400 миллионов евро, взволновала всех поклонников марки Dolce & Gabbana. Впрочем, многие эксперты считают, что бренду ничего не грозит: скандал может стать дополнительным пиаром для модного дома, а инвесторы вряд ли допустят закрытие марки. В конце концов, многие лейблы в свое время были на грани провала, но им все-таки удавалось выстоять. Escada
Начало: компания была основана в 1976 году супругами Вольфгангом и Маргарет Лей. Свое название она получила в честь лошади, принесшей супружеской паре выигрыш на скачках. Сам бренд Escada был презентован в 1978 году. Провал: в августе 2009 года компания объявила о намерении признать себя банкротом. В 2008 году ее убытки достигли 70,3 миллиона евро, а в первом полугодии 2009 года выросли до 91,7 миллиона. Банкротство грозило затронуть около 2300 сотрудников компании и 182 собственных магазина Escada. Модный дом был выставлен на торги и довольно быстро обрел новую хозяйку. Ею стала представительница семейства индийских миллиардеров Мегха Миттал, по слухам, заплатившая за право обладать Escada 70 миллионов евро. Госпожа Миттал объявила, что модный дом должен переориентироваться на людей среднего достатка, а цены на продукцию стоит снизить на 20%. Кроме того, новая владелица запланировала экспансию на рынки Индии, Китая и Японии, обновление детской линии и решила серьезно рассмотреть вопрос создания мужской коллекции. Новая политика дала свои результаты: в 2011 году товарооборот Escada составил около 300 миллионов евро, в 2012 году была запущена линия часов и украшений, а в марте этого года модный дом создал электронную площадку для торговли, действующую, правда, пока только в Германии. Christian Lacroix
Начало: в 1987 году дизайнер Кристиан Лакруа при поддержке фэшн-гиганта LVMH открыл одноименный модный дом. В 2005 году LVMH продал лейбл американской компании Falic Fashion Group. Провал: 2008 финансовый год модный дом завершил с убытками в 10 миллионов евро при товарообороте в 30 миллионов. В 2009 году Christian Lacroix был объявлен банкротом: из 125 сотрудников осталось лишь 12, показ осенне-зимней коллекции от-кутюр модельер оплачивал из собственного кармана, а гонорар каждой модели составил 50 евро. Разорившийся модный дом хотели приобрести и арабский шейх Аджман Хасан бен Али аль-Наими, и итальянский бизнесмен Маурицио Борлетти, и инвестиционная компания Bernard Krief Consulting, однако сделки так и не состоялись. Кристиан Лакруа покинул свое детище и занялся другими проектами, а модный дом был временно закрыт. В 2010 году креативным директором Christian Lacroix стал Саша Валькофф. Не так давно в интервью газете "РБК daily" он рассказал, что положение Christian Lacroix пока остается хрупким, однако постепенно укрепляется. "У нас небольшая команда, мы активно работаем, у нас большие планы развития на ближайшие три года. Уже в ближайшие год-полтора Christian Lacroix собирается вернуться к выпуску женских коллекций прет-а-порте. Мужские коллекции активно продаются в Европе, в том числе в Великобритании, скандинавских странах, России, на Украине", - заявил он.
Yohji Yamamoto
Начало: японский дизайнер Йоджи Ямамото основал свою первую собственную марку одежды Y’s в 1972 году. Всемирная известность пришла к нему спустя 9 лет, когда он дебютировал со своей коллекцией в Париже. Тогда же был запущен лейбл Yohji Yamamoto. Провал: осенью 2009 года, когда модный дом объявил себя банкротом, долги Yohji Yamamoto составляли 67,8 миллиона долларов. Впрочем, знаменитому японцу повезло больше, чем его французскому коллеге Кристиану Лакруа: марка не была выставлена на продажу, и Йоджи не пришлось прощаться со своим детищем. Реструктуризацию лейбла взяла на себя японская инвестиционная компания Integral. Модному дому пришлось закрыть два магазина в Нью-Йорке, однако удалось сохранить бутики в Париже и Лондоне. К ноябрю 2010 года Yohji Yamamoto выбрался из долгов. Модный дом успешно работает и по сей день, к большой радости поклонников великого Йоджи.
Gianfranco Ferre
Начало: итальянский дизайнер Джанфранко Ферре основал свой модный дом в 1978 году. В 2002 году он был продан холдингу IT Holding. Провал: проблемы у Gianfranco Ferre начались после смерти его основателя - в 2007 году. В 2009 году IT Holding объявил себя банкротом и выставил дом на торги. Среди потенциальных покупателей значился нью-йоркский инвестиционный фонд Prodos Capital Management, аффилированный с Samsung Group. Однако в конечном итоге в 2011 году Gianfranco Ferre достался базирующейся в Дубае Paris Group, занимающейся дистрибуцией на Ближнем Востоке модных марок, вроде Versace и Cerruti. Новые владельцы объявили о планах вложить в развитие бренда внушительную сумму - до 100 миллионов евро. Однако дела пошли не так хорошо. Магазины лейбла начали закрываться, а модному дому пришлось покинуть историческую штаб-квартиру на улице Понтаччи из-за невозможности на тот момент договориться с владельцем здания Альберто Ферре о новых условиях аренды. После этого представители Paris Group и комиссары, назначенные итальянским государством для наблюдения за делами модного дома, начали обвинять друг друга во всех смертных грехах. Paris Group заявила, что комиссары продали права на использование названия бренда некоей китайской компании. Итальянцы, в свою очередь, поставили под сомнение способность Paris Group обеспечить модному дому дальнейшее развитие. И, несмотря на то что показ весенне-летней коллекции - 2013 в сентябре прошлого года на Миланской неделе моды прошел успешно, будущее лейбла остается туманным. Mariella Burani
Начало: в 1960 году Вальтер Бурани и его жена Мариэлла основали компанию Selene, специализирующуюся на производстве и продаже детской одежды. В 70-х было решено запустить линию прет-а-порте для женщин под маркой Mariella Burani. Провал: история Mariella Burani - самая печальная в подборке "РБК-Стиля". В конце 2009 года в миланских офисах Burani Designer Holding, контролирующего группу Mariella Burani Fashion Group, которому и принадлежал модный дом, прошли обыски. Миланская прокуратура обнаружила, что долги компании составляют около 20 миллионов евро. Топ-менеджерам Burani Designer Holding Вальтеру Бурани и его сыну Джованни были предъявлены обвинения в финансовых махинациях и биржевых спекуляциях. В феврале 2010 года холдинг был ликвидирован, Вальтер Бурани отправлен под домашний арест, а Джованни - за решетку. Вскоре о банкротстве объявила и Mariella Burani Fashion Group. В течение последующих двух лет группа заключала лицензионные соглашения и предпринимала попытки реструктуризации. Но все усилия оказались напрасными: в 2012 году группа потерпела окончательный крах. Модный дом Mariella Burani был закрыт. В феврале этого года стало известно, что отца и сына Бурани осудили на 6 лет лишения свободы. А не так давно в головном офисе Mariella Burani Fashion Group прошла распродажа буквально всего имущества: от офисной мебели до канцтоваров. Вырученные средства должны пойти на оплату долгов.
Читайте также
Алиса Курманаева