Читайте также
Сидя за бутылкой водки и традиционным русским салатом из маринованных огурцов, колбасы и картошки под майонезом, группа друзей поднимает рюмки и желает счастливого пути Игорю Иртеньеву и его семье, которые уезжают в Израиль.Иртеньев, его жена и дочь настаивают на том, что пробудут там всего полгода, однако печаль, застывшая в глазах этих людей, говорит совсем о другом.
Успешный российский поэт Иртеньев говорит, что не может больше свободно дышать у себя на родине, потому что "с каждым годом и даже с каждым днем вокруг становится все меньше и меньше кислорода"."Мне невыносима мысль о том, что каждый год в течение следующих 12 лет придется смотреть по телевизору [Владимира] Путина, - говорит 64-летний поэт о российском лидере, который руководит относительно стабильной страной, правда, погрязшей в коррупции и все больше ограничивающей личные свободы. – Я могу не прожить так долго. Я хочу уехать сейчас".
Иртеньев с семьей присоединились к новой волне российской эмиграции, которую кое-кто здесь называет "исходом путинского десятилетия".
Руководитель российской Счетной палаты Сергей Степашин рассказал радиостанции "Эхо Москвы", что за последние 10 лет из страны уехало примерно 1,25 миллиона россиян. Эта палата отслеживает миграционные показатели по налоговым поступлениям.
По словам Степашина, исход настолько масштабен, что его можно сравнить с бегством людей из России после большевистской революции. "Примерно столько же уехало из страны после 1917 года", - заявил он.Эти люди уезжают не так, как уезжали их предшественники из Советского Союза в 1970-е и 1980-е годы, не собираясь возвращаться. Они не продают свои квартиры, дачи и автомашины. Они просто запирают двери, едут в аэропорт и спокойно улетают.
Причины разные. Некоторым, таким как Иртеньев, не нравится жизнь под властью Владимира Путина, который наверняка вернется на пост президента в будущем году. Но для многих главным мотивом становятся экономические ограничения. Инфляция на подъеме, ВВП страны в последние три года застрял на уровне роста в три процента – по сравнению с показателями в 7-8 процентов до мирового экономического кризиса – и поэтому россияне чувствуют себя ущемленными.
Российский ядерный физик Владимир Алимов, работающий сейчас в университете города Тоямы, говорит, что не выжил бы на свою зарплату старшего научного сотрудника Института физической химии Российской академии наук, которая составляет 450 долларов в месяц.
"Да, я скучаю по России, но как ученый я не смог бы там работать на допотопном оборудовании, которое не менялось и не обновлялось с советских времен, - сказал 60-летний Алимов в телефонном интервью. – Здесь, в Японии, у меня фантастические условия для работы. Я могу заниматься работой, которая мне нравится, за которую меня ценят; у меня есть все, о чем в России я не мог даже мечтать".
Волна эмиграции, приведшая к отъезду большого количества образованных россиян, имеет самые серьезные последствия для страны с ее 142-миллионным населением, где смертность значительно превышает рождаемость. В этом году Берлинский институт населения и развития (Berlin Institute for Population and Development) назвал Россию в своем исследовании исчезающей державой, предсказав ей к 2030 году сокращение численности населения на 15 миллионов человек.По оценкам экспертов, Россию ежегодно покидает от ста до ста пятидесяти тысяч человек. Они предупреждают, что за последние три года темпы исхода достигли опасных размеров.
"Люди уезжают за границу, чтобы получать более качественное высшее образование, лучшую медицинскую помощь, лучшие карьерные возможности. Они верят, что когда-нибудь вернутся, но на самом деле, это делают немногие, - говорит политолог из Института географии Дмитрий Орешкин. – Интеллектуальный потенциал страны вымывается, поскольку наиболее мобильные, умные и активные уезжают".
Лев Гудков, возглавляющий "Левада-центр", видит здесь и политическое измерение. "Самое худшее состоит в том, что все те люди, которые могли бы сыграть ключевую роль в провозглашенной Кремлем модернизационной кампании, уезжают из страны, - говорит он. – Но похоже, Кремль абсолютно не волнует, что самые талантливые, самые активные россияне эмигрируют, так как их исход снимает социально-политическую напряженность в стране и ослабляет оппозицию".
Однако возглавляющий ВЦИОМ Валерий Федоров заявляет, что нынешняя волна эмиграции не имеет почти никакого отношения к политике."Большинство стремящихся покинуть страну уже весьма успешны в России, - отмечает он. – Они просто хотят жить еще лучше и попробовать что-то новое".
"Тем не менее, я должен признать, что жизнь в России в последние три года на самом деле не улучшается, и конечно же, это ведет к усилению нагрузки и к активизации разговоров об эмиграции. Но все это в гораздо большей степени связано с проблемами и последствиями экономического кризиса, чем с политикой".
Около 20% россиян думают о том, чтобы уехать из страны и попытать счастья за границей. Об этом свидетельствуют многочисленные российские социологические службы, проводящие опросы населения – от независимого "Левада-центра" до близкого к Кремлю ВЦИОМа. Почти 40 процентов респондентов в возрасте от 18 до 35 лет говорят о своем желании уехать.
Один из немногих вернувшихся - компьютерный инженер Алексей Петров, приехавший назад в 2003 году после четырех лет жизни в Аргентине. Он открыл интернет-кафе в Буэнос-Айресе, и как раз в это время в стране грянул экономический кризис.Вспоминая годы эмиграции, 38-летний Петров приводит известную русскую поговорку "Хорошо там, где нас нет". Он отмечает, что сегодня весь мир подвержен тем экономическим проблемам, от которых бегут люди в России.
"Большую часть времени, проведенного за границей, я испытывал чувство ностальгии. Одно дело, когда ты приехавший за границу турист, и совсем другое, когда ты постоянный житель-иностранец, - говорит Петров. – Сейчас я твердо знаю, что если игнорировать политику и держаться от нее в стороне, в России можно нормально жить и радоваться тем маленьким вещам, которые жизнь предлагает тебе каждый день".
Но политика все равно вторгается в жизнь, создавая атмосферу, которая порой может показаться угрожающей. Возьмите недавние выходные, когда тысячи молодых людей со старыми имперскими бело-желто-черными флагами, экстремистскими и ультранационалистическими плакатами прошли по улицам Москвы, выкрикивая ругательства. А полиция стояла в стороне.
Хотя жена поэта Иртеньева Алла Боссарт понимает, что будет скучать по своей уютной подмосковной даче, она, как бывший обозреватель "Новой газеты", хорошо знает, что за последние 10 лет были убиты пятеро ее коллег, включая журналистку Анну Политковскую.
В то утро, когда Босссарт вместе с мужем и дочерью уезжала из Москвы, ей пришлось возвращать от такси в уже запертую квартиру, чтобы забрать пару забытых вещей. А потом ей пришлось снова идти туда, чтобы отключить свет.
Спускаясь в очередной раз по ступенькам, она тихо произнесла старую русскую пословицу: "Возвращаться плохая примета".
Сергей Лойко, "Los Angeles Times", США