Zahav.СалатZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+26+18
Иерусалим
+25+16

Салат

А
А

"Скрипка - это музыка, а не спорт"

Максим Венгеров дает интервью, уделив нам полчаса свободного времени между самолетами, репетициями, мастер-классами и выступлениями.

09.10.2013
Источник:salat.zahav.ru
Zahav.ru пресс-служба

Читайте также

26 октября, в Хайфе, в зале "Аудиториум" состоится единственный реситаль Максима Венгерова, одного из лучших скрипачей современности. 

В преддверии этого редкого концерта Максим Венгеров дает интервью, уделив нам полчаса свободного времени между самолетами, репетициями, мастер-классами и выступлениями. 

- Максим! Давайте начнем с серьезного вопроса: каково состояние скрипичной музыки на сегодняшний день? Развивается ли она или скрипачи пользуются исключительно наследием прошлого? 

- Наследие наших предшественников - огромно. Невероятное музыкальное исполнительское богатство оставлено предыдущим поколением - великими скрипачами Советского Союза. Давид Ойстрах, Леонид Коган, Михаил Вайман - у них можно научиться невообразимо многому. Я уже не говорю об учившемся в Одессе Яше Хейфеце или об Исааке Стерне, родившемся в России. Лично я всегда в первую очередь обращаюсь именно к русской скрипичной школе. К сожалению, не все молодые скрипачи понимают, что новое - это продолжение старого. Идти вперед - это естественно, но нельзя отрываться от своих корней, от классической базы. Технику можно выучить, а традиции и прошлое надо знать и чтить. 

- Новое - это продолжение старого, как вы сказали. А есть ли современные композиторы, пишущие произведения для скрипки, продолжающие сочинительские традиции? 

- Есть современные композиторы, сочиняющие инструментальную современную музыку и оркестровые произведения, но я бы не взял на себя смелость сравнивать их, скажем, с гением Шостаковича. Есть интересные попытки создания современной классики, но пока другого уровня. Сегодня эта музыка интересна, но я не уверен, что она будет интересна слушателям и исполнителям через 20, 50 или 100 лет. Время покажет. Лично я люблю в современной музыке произведения Родиона Щедрина. 

- А не показывает ли время уже сейчас, что европейская скрипичная школа начинает уступать по многим параметрам Азии - скрипачам корейским и китайским? 

- Что такое азиатская школа? Какова ее цель? Научить играть на скрипке быстрее, чем играл Хейфец? Двигательный аппарат нового поколения более развит, чем то было сто лет назад. Молодые пальцы проворнее. Но мы же говорим о музыке, а не о спорте. Умение играть быстро, чисто и технично - всего лишь средства в достижении главного, в стремлении к духовному. В этом в первую очередь пробел азиатской школы - в ее акцентировании техники, хотя не без исключений. Есть скрипачи азиатского происхождения, поломавшие наши представления о том, что все азиатские музыканты - машины. 

- Как вы считаете, в Израиле система подготовки юных музыкантов базируется на европейских принципах преподавания или берет за пример азиатскую манеру зубрежки? 

- Азиатские музыканты берут количеством, у них почти армейская подготовка, муштра. Скрипачи с Дальнего Востока играют очень крепко, иногда и технически виртуозно, но иногда возникает вопрос "зачем?". А вопрос возникает потому, что отсутствует понятие стиля. Скажем так: даже при абсолютной правильности, не все правильно. Потому я считаю, что в 21-м веке все равно будут лидировать европейские и еврейские скрипачи. К сожалению, многие скрипачи и прекрасные педагоги уезжают из Израиля или не приезжают к вам в страну. И дело тут и в политической нестабильности, и в экономических причинах. Лучшие педагоги ищут лучшие зарплаты, что естественно… Хотя часто возвращаются на мастер-классы и летние школы. Израиль блистал бы талантами, если бы педагогам обеспечили бы здесь те же условия, которые они получают в Европе. И тогда, может быть, Захар Брон и его школа оказались бы в 1989-м году не в Германии, а в Тель-Авиве… 

- Как вы составляете программу - с учетом ваших интересов или публики? И какова программа вашего реситаля в Хайфе? Учитывает ли она консервативные пристрастия слушателей? 

- Как-то так получается, что в большей части случаев мои интересы совпадают с интересами и вкусами зала - я играю в первую очередь для тех, кто пришел на концерт. Реситаль, как жанр, интересен тем, что он многоплановен и разнообразен и позволяет составить многогранную программу. В первом отделении реситаля в Хайфе прозвучат "Чакона" Баха и соната Эльгара - романтическая музыка. Во втором отделении публике будут представлены музыкальные миниатюры, шедевры композиторов-скрипачей. Очень редкий репертуар из произведений Венявского, Паганини, Сарасате и других. Эти произведения, возможно, считаются несколько старомодными, их трудно исполнять, но это прекрасная музыка. 

- Во время реситаля вы один на сцене оба отделения. Это не рискованно? Оправданна ли такая форма концертной деятельности? 

- Это рискованно для музыканта, который опасается полностью раскрыться публике. Но когда музыкант играет вместе с оркестром, или исполняет только одно произведение, то слушатели смогут оценить лишь одну сторону его дарования. Ту, что проявляется в исполнении данного сочинения. А в реситале музыкант проявляет разные грани своего таланта. Этот вид концертной деятельности для тех, кто не боится самого себя. И я использую реситаль еще и для того, чтобы преподнести залу разную музыку - сонаты, романтику, миниатюры - весь скрипичный репертуар в его широте. 

- В этот ваш приезд в Израиль вы не исполняете музыку израильских композиторов? 

- Нет, хотя в моем репертуаре есть произведения Беньямина Юсупова и я играл их на прежних концертах в Израиле. 

- Неизбежно ли появление в программах коммерческих концертов знаковых классических произведений, ставших рингтонами для мобильных телефонов и надо ли этого избегать? 

- Я иду от обратного: если музыка звучит в мобильных телефонах, это не значит, что некая мелодия стала клише и что ее нельзя исполнять со сцены. Наоборот: своим исполнением мы очищаем классическую музыку. Несправедливо было бы не исполнять некие произведения только потому, что они звучат по телефонам. Сейчас нелегкие времена: закрываются оперные театры, расформировываются оркестры, но это не повод идти на поводу у компаний мобильных связей и не исполнять популярные мелодии. Это было бы близоруко. 

- Ваша деятельность - это не только концерты, но и просвещение. Вы воспитываете любовь к музыке, прививаете уважение к классике у следующих поколений, боретесь с коммерциализацией музыки… 

- Я ни в коем случае не борюсь с коммерческими явлениями. Уверен, что это дело времени и коммерческая шелуха с музыки опадет. Классическая музыка - всегда с нами, она всегда - лучшая альтернатива, она - наши корни, как я уже говорил, которые невозможно от нас отделить. Вся популярная музыка, привлекающая внимание миллионов и влияющая на вкусы миллионов, основана на классической музыке, и потому рано или поздно классика вернется полностью и во всеоружии. Это опять только вопрос времени. А я же пока в очередной раз возвращаюсь в Израиль и рад, что выступаю именно в Хайфе - недалеко от Тверии, от Мигдаля, где живут мои родители. 

Услышать и увидеть Максима Венгерова - "нетто". 

26 октября, Хайфа, зал "Аудиториум", начало - в 20.30. 

Партия фортепьяно - Ваг Папян. 

Билеты можно заказать здесь или по телефону: 03-522-18-03 

Маша Хинич 

Фото предоставлено организатором концерта - фирмой FGK-Production

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке