Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+27+20
Иерусалим
+26+15

Салат

А
А

Так с чего мы будем иметь навар?

Мы отворачиваемся от той деятельности, которая, единственная, может принести счастье нам и нашим детям, и, зазомбированные рекламой и влиянием тех, кому это выгодно, сжигаем свои дни в погоне за личным успехом.

23.11.2011
Zahav.ru

Читайте также

Экономика счастья

Вообще-то речь в статье пойдет об одном тягостном наваждении, которое нас всех преследует, но начнем мы все-таки, давайте, с чего-то более веселого, например, со счастья.

Когда развитие технического прогресса смогло, наконец, дать людям то, чего так хотелось, – мало-мальски достойный уровень жизни, - но от этого ни легче не стало, ни смысла в жизни не прибавилось, тогда в новые идеологии постиндустриального общества стала пробиваться концепция "экономики счастья".

Массовые опросы, исследования, диссертации, симпозиумы, статьи и книги... Варили этот теоретический бульон на совесть, очень многое к финансово-хозяйственной деятельности подмешать предложили: и терпимости, и сочувствия, и чтоб следить за экологией и учитывать интересы "маленького человека", и сострадания с честностью долить сколько надо, и морали с нравственностью добавить по вкусу.

Но так как из самих этих приправ экономику не сваришь, то, чтоб было все-таки чем народ кормить, для основного навару оставили в списке ингредиентов нормальные природные желания человека: к прибыли и к потреблению. Ведь то, что именно благодаря им и происходит развитие, никогда и сомнению не подлежало.

Да и действительно, пока ты живой, тебе хочется жить и действовать, производя что-то, реализовать себя, и приобретая что-то, чувствовать, что в состоянии это сделать.

До и после…

Все это природно, в 19 веке так и видели развитие капитализма: "Пусть все движется, мир сам себя отрегулирует". Каждый будет стремиться к прибыли, а честное соревнование все сбалансирует в экономике – и производство, и потребление, и занятость. Ну а "большой босс", государство, будет законами все это регулировать, стимулировать, стабилизировать и приводить в культурный вид. Так и шли довольно долгое время, пока все это благолепие не стало все чаще буксовать, то в болоте перепроизводства, то в жиже социальных проблем.

Что и привело к необходимости увидеть какой-то более общий смысл в экономике, чем простое выражение естественных потребностей произвести и потребить. Так и пришли к мыслям о счастье как о цели, которая могла бы придать экономике смысл.

А потом грянул кризис и стало не до счастья. За счастье стало считаться отползти на год-два от края пропасти экономического хаоса. Заглядывать в которую было уже делом не экономистов, а авторов голливудских апокалипсисов.

Но что характерно, и здесь, в этом "экономическом альпинизме", надежными крюками, за которые можно уцепившись, удержаться и подтянуться чуть выше, продолжали считать все те же стремления к прибыли и потреблению. Поэтому тут же решили сделать бюджетные вливания тем, от кого, по общему мнению, зависят прибыли в государстве, - крупным банкам. Была даже мысль раздать по сотне долларов всем покупателям для стимулирования спроса, но как-то в суете об этой части спасительного плана забыли.

Во что все это вылилось, ни для кого не секрет: экономисты уже дают фору голливудским сценаристам в описании последствий ожидаемого краха. Но самое интересное, - они начинают прямо называть стремления к максимальной прибыли и потреблению не основами развития, а причинами самоуничтожения цивилизации. Потому что не видят противоядия от их гипертрофированного роста, который и приносит разрушение.

Завещание

Когда-то эти стремления действительно двигали вперед развитие общества и его формаций. Но смена общественных формаций пошла вкривь и вкось, совсем не по Марксу. Все они, - и так называемые капитализмы, и дутые социализмы, - произведя на свет своих могильщиков и умирая один за другим, оставляли людям некое завещание. Прочесть его раньше было нелегко, но кризис обостряет зрение, и мы уже способны разобрать его общий смысл. "Потомки, - говорят нам умирающие формации, - никогда ничего не обожествляйте, а в особенности – производство и потребление. Не они главное. Знайте: единственное, что способно погубить мир, это стремление к личным успехам в производстве и потреблении".

Ну, с проблемой личных успехов понятно: наша природа эгоистична и обязательно включает в себя здоровую зависть. То есть, когда у соседа трава не зеленее моей, тогда мне становится незачем жить. Зависть-то и щелкает крошечным тумблерком, переключающим нас с простого желания жить и действовать на желание получать и потреблять как можно больше. Вроде бы незаметный, его щелчок бьет по нашему эгоизму как звук стартового пистолета по нервам спринтера. И - побежали. Гонка, в которой одни побежденные, в чем мы и убеждаемся сейчас, видя уже, куда бежим – прямо в пасть кризису.

Ключевое звено

Непонятно на первый взгляд другое: почему производство и потребление – "не главное". Когда же мы присмотримся повнимательней, мы заметим между этими двумя солидными сферами жизни общества звено, которое называется "распределение".

Дело в том, что человек это существо, отягощенное будущим, и счастлив он может быть только в обществе, которое обеспечит ему и его детям будущее, то есть в обществе справедливого распределения.

Ведь производится сейчас вполне достаточно для того, чтобы обеспечить всех. Но государство, - невылазный должник финансовых институтов, которого постоянно треплет болтанка торгов и спекуляций на мировых биржах, создать само систему справедливого распределения никогда не сможет. Надеяться на это не имеет смысла. Такая система может создаться только по горизонтали, ее появление и есть цель гражданского общества и его диалога с государством.

Но и критерии справедливости, и формы перераспределения ресурсов и участие всего народа в создании системы - это отдельная тема, а для нас сейчас важно подытожить, что в той самой экономике счастья, идея которой так бурно обсуждалась совсем недавно, основной "навар", - счастье, - будут давать не желания производить и потреблять, а справедливое распределение.

Все наоборот

Если это так, тогда приходится признать, что все мы действительно находимся под властью наваждения. Того самого, которое обещано было читателю в начале статьи, и которое преследует нас всю сознательную жизнь. Мы ведь все свято убеждены, что главная сфера самореализации человека – его участие в общественном производстве, его успехи в этом, а также в том, как он смог заработать и устроить свою жизнь. А участие в устройстве общества справедливого распределения, проще говоря – справедливого общества, - для нас это участь тех, у кого или "шило" общественной активности не дает спокойно усидеть на месте, или неудачников, или же студентов – ну, с кем по молодости лет не бывает…

То есть все с точностью до наоборот. Мы отворачиваемся от той деятельности, которая, единственная, может принести счастье нам и нашим детям, и, зазомбированные рекламой и влиянием тех, кому это выгодно, сжигаем свои дни в погоне за личным успехом.

А как было бы прекрасно, если бы слова о необходимости справедливого общества были бы пустой моралью и "розовыми слюнями"… Можно было бы спокойно жить по старой надежной формуле счастья, "когда утром хочется на работу, а вечером хочется домой". Но, как говорил один одессит, "этого уже нет, а скоро совсем не будет". Наваждение проходит. Надо браться за дело. Михаил Гонопольский

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке